On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение





Сообщение: 544
Зарегистрирован: 29.01.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.09 00:32. Заголовок: Апартеид


Создание апартеида

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» ([ə.ˈpɑː(ɹ).teɪt] или [-taid̥]) употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАР. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чёрных со своих территорий, в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными. Чёрным запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Тем самым иногда утверждается, что политика апартеида была продолжением и расширением той сегрегации, которую практиковали белые правительства в Южной Африке. Среди примеров этой политики можно назвать Земельный акт 1912 года и ограничения на наём чёрных на работу, появление которых было связано с договорённостями, достигнутыми бурскими республиками (Трансваалем и Оранжевым свободным государством) и Британской империей после англо-бурской войны. С другой стороны, существует мнение, будто вначале идея апартеида подразумевала лишь политическое разделение («большой апартеид»), но не бытовую сегрегацию («мелкий апартеид»). Например, во время Второй мировой войны правительство Объединённой партии Смэтса не слишком строго следило за соблюдением сегрегационистских законов.

В ходе предвыборной кампании перед всеобщими выборами 1948 года Национальная партия (НП) сделала основой своей программы политику апартеида. НП с небольшим отрывом выиграла выборы, нанеся поражение Объединённой партии Сметса, и сформировала коалиционное правительство вместо с Партией африканеров, лидером которой был протестантский священнослужитель Д. Ф. Малан.

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида: были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Не исключено, что на умы южноафриканских политиков влияло длившееся с 1952 по1962 год в Кении восстание Мау-мау. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи, общественный транспорт, больницы, школы и университеты. Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чёрные должны был всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чёрным было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Й. Г. Стрейдом, ставшим премьер-министром после Малана, лишил чёрных цветных тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство принято Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.

Главными «законы апартеида» были следующие:

Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
Поправка к Закону о безнравственности (1950)
Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
Закон о регистрации населения (1950)
Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или чёрный.
Закон о борьбе с коммунизмом (1950)
Этот закон запретил Коммунистическую партию ЮАР и позволял запретить любую партию, которую правительство объявило бы коммунистической. Членство в КП ЮАР каралось тюремным сроком до десяти лет. Автором закона был министр юстиции Р. Ф. Сварт.
Акт о групповых областях (27 апреля 1950)
По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
Закон о самоуправлении банту (1951)
Этот закон создал для чёрных отдельные «правительственные» структуры.
Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чёрные.
Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительства жилья для чёрных рабочих, признанных законными жителями городов.
Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
Закон об образовании банту (1953)
Этот закон полностью передал контроль над школьным образованием среди чёрных, прекратив существование миссионерских школ.
Закон о городских областях банту (1954)
Этот закон ограничил миграцию чёрных в города.
Закон о шахтах и работе (1956)
Этот закон делал официальными расовую дискриминацию при приёме на работу.
Закон об улучшении самоуправления чёрных (1958)
Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах — специальных областях, где у чёрных было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.
Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы содавать там рабочие места.
Закон о расширении университетского образования (1959)
Этот закон ввёл отдельные университеты для чёрных, цветных и индийцев.
Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чёрных в бантустаны, где им было легче найти работу.
Закон о гражданстве чёрных областей (1970)
Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
Указ о преподавании на африкаанс (1974)
Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно был вестись наполовину на английском, наполовину на африкаанс.

Система апартеида

Повседневная жизнь

Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.

Небелым запрещалось открывать предприятия или вести практику в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там.
Сегрегация проводилась на транспорте и в других общественных местах
Чёрным запрещалось жить или работать в белых зонах, если только у них не было пропуска (известного на африкаанс как dompas — «пропуск для тупых»). Это требование не распространялось только на чёрных, которые обладали правами, описанными в «Разделе 10» (переехавшие в города до Второй мировой войны). Строго говоря, белым также требовался пропуск в «чёрные» зоны.
Пропуск мог получить только человек, нашедший себе работу. Супругов и детей он взять с собой не мог, они должны были оставаться в зонах для чёрных. Многие белые семьи нанимали чёрных в качестве домашних работников, и те жили в доме — или в небольших помещения вне самого дома.
Пропуск был действителен только на территории одного магистратного округа (обычно совпадал с небольшим городом)
Отсутствие пропуска было поводом для немедленного ареста, предания суду и зачастую депортации в соответствующий бантустан, а также для наказания нанимателя. Полицейские патрули постоянно охотились за «нелегальными» чёрными, что наносило большой вред экономике, лишая её рабочих рук, которых постоянно не хватало.
В чёрных районах зачастую не было ни водопровода, ни электричества.

Больницы и служба «скорой помощи» также были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услугам высокого качества, в то время как в «чёрных» больницах хронически не хватало средств и работников. Во многих чёрных районах больниц не было вовсе.[1]

В 1970-е годы государство тратило на образование одного чёрного ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чёрным детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование: все существовавшие и авторитетные университеты достались белым, для чёрных не было открыто почти ничего.

Сегрегация проводилась в автобусах и на железной дороге: автобусы останавливались на разных остановках, а в поездах чёрным был отведён только третий класс.

Общественные пляжи также были разделены по расам, причём белым доставались лучшие, в то время как пляжи для чёрных находились в удалённых районах и не имели никаких «удобств». Бассейнов и библиотек для чёрных практически не было.

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

С 1948 года были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас. Если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее сиденье чёрного пассажира другого пола.

Чёрные не могли нанимать белых на работу. Чёрные полицейские не имели права арестовывать белых людей.

В театры и кинотеатры «белых районов» (то есть всех значительных городов) не разрешалось допускать чёрных, в то время как в «чёрных» районах почти не было не театров, ни кино, ни ресторанов. Большинство гостиниц и ресторанов в белых районах могли впускать чёрных только в качестве прислуги без разрешения властей (необходимого, например, для обслуживания дипломатов других африканских стран).

Вначале чёрным запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено.

Чёрным не дозволялось присутствовать в «чёрных» церквях в соответствии с поправками 1957 к Закону о туземцах и церквях. Однако этот запрет никогда не проводился достаточно жёстко, и в церквях чёрные с белыми могли встречаться на равных на сравнительно законных основаниях.

Хотя профсоюзы для чёрных и цветных работников существовали с начала XX века, лишь после реформ 1980-х годов членство чёрных в профсоюзах стало законным.

Неравным образом были распределены и налоги: чёрные платили подоходный налог с минимальной суммы 360 рандов в год (R30 в месяц), а белые — с 750 рандов (R62,5 в месяц). С другой стороны, белые платили куда больший процент.

Большинство чёрных лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границы; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чёрным много паспортов.

Апартеид проник не только в закон ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ. Отсутствие возможности ежедневного общения также отдаляло расы друг от друга

Система бантустанов

Сторонники апартеида предполагали, что после полного введения этой системы чёрные должны были прекратить быть гражданами Южно-Африканской Республики; вместо этого они должны были стать гражданами независимых псевдогосударств-резерваций (англ. homelands). Таким образом, чёрные, работающие в ЮАР, становились трудовыми иммигрантами, обладающими временными разрешения на работу.

Правительство ЮАР попыталось разделить страну на несколько государств. Примерно 87 % земли было отведено белым, цветным и индийцам. Оставшиеся 13; были поделены между десятью «резервациями» для чёрных (составлявших около 80 % населения). Некоторым из бантустанов была предоставлена «независимость», не признанная, однако, ни одной третьей страной. Если человек принадлежал бантустану, получившему независимость, он терял гражданство ЮАР и вместо пропуска получал паспорт своей резервации. Принадлежавшие прочим, «автономным» бантустанам также теряли часть прав, связанных с гражданством ЮАР (например, если человек хотел вовсе покинуть страну, он получал не паспорт, а «путевые документы»). Правительство пыталось провести параллель между своими проблемами с чёрными рабочими и трудностями, которые другие страны испытывали в связи с нелегальной миграцией

В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией: они стремились сохранить власть в стране, доля белого населения в которой стремительно сокращалась

Насильственное выселение

В 1960-е, 1970-е и в начале 1980-х годов правительство проводило политику «переселения», пытаясь заставить людей отправиться в районы, предназначенные как место проживания соответствующих групп. По некоторым данным, число переселённых в это время может достигать трёх с половиной миллионов человек. Выселение могли подвергаться следующие группы:

Наёмные рабочие на фермах, принадлежащих белым
Жители так называемых «чёрных пятен» — участков земли, принадлежащих чёрным и окружённых «белыми» фермами
Семьи рабочих, живущих в пригородах вблизи бантустанов
«Избыточные люди» в городах, включая тысячи людей в нынешнем Западном Кейпе: местность была объявлена «областью предпочтения цветного труда», и чёрных переселяли в бантустаны Цискей и Транскей
Наиболее известные переселения 1950-х годов произошли в Йоханнесбурге, где 60 000 людей переселили в новый пригород Соуэто (англ. Soweto, сокращение от South Western Townships).

До 1955 году Софиятаун был одним из немногих городских районов, где чёрным позволялось владеть землёй; постепенно он развивался в по-настоящему многорасовое поселение. По мере роста Йоханнесбурга Софиятаун стал местом жительства для всё большего числа чёрных рабочих, поскольку он был удобно расположен вблизи промышленного центра. Однако несмотря на протесты АНК 9 февраля 1955 началось расселение Софиятауна: ранним утром полиция вошла в район, выгнала жителей на улицу и погрузила их вещи на специально предоставленные грузовики. Жителей отвезли на приобретённый правительством за два года до того участок земли примерно в 20 км к юго-западу от центра Йоханнесбурга, известный как Медоулендс. Софиятаун был снесён, а на его месте был устроен пригород для белых под названием Triomf («Триумф»). В следующие несколько лет похожие события произошли также в Дурбане (Кейто-Манор, или Мкхумбане) и Кейптауне (55 000 цветных и индийцев Шестого округа были переселены в новые пригороды). Кроме чёрного населения, от Закона о групповых областях пострадали 600 000 цветных, индийцев и китайцев, а также 40 000 белых.

"Цветные"

Всё население было по закону разделено на четыре группы: чёрные, белые, азиаты (главным образом индийцы) и «цветные». В последнюю группу входили люди смешанного происхождения, чьими предками были и представители койсанских народов, и народов банту, и европейских иммигрантов (а также малайцы, особенно в западной части Капской провинции); к «цветным» относились и некоторые «чистокровные» койсаны. Южноафриканскими властями были разработаны сложные правила для определения того, кто относился к «цветным». Принятие решения возлагалось на мелких чиновников. Иногда члены одной семьи могли попадать в разные группы. После дальнейшего расследования все цветные «каталогизировались» по более мелким подгруппам. В нынешней ЮАР термин «цветные» многим не нравится, хотя он и не имеет юридической окраски, как раньше. В последние годы стали широко использоваться наименования «так называемые цветные» (африкаанс: sogenaame Kleurlinge) и «коричневые» (африкаанс: Bruinmense).

В рамках апартеида цветные также подвергались дискриминации: их переселяли в специальные пригороды, иногда заставляя для этого покинуть дома, принадлежавшие их семьям очень долгое время. Качество образования, предоставлявшегося цветным, было куда хуже, чем качество образования для белых (хотя и лучше, чем для чёрных). Многие цветные сыграли важную роль в борьбе с апартеидом: например, основанная в 1902 году Африканская политическая организация принимала в свои ряды только цветных.

В течение почти всего времени «официального» апартеида — примерно с 1950 по 1983 год — цветные были, как и чёрные, фактические лишены права голоса. В 1983 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым цветные и азиаты получили право участвовать в выборах в трёхпалатный парламент. Эти поправки не получили широкой поддержки. Предполагалось, что «цветное» меньшинство получило бы право голоса, а представители чёрного большинства станут гражданами «независимых» бантустанов. Такая ситуация сохранялась до отмены апартеида.

Другие меньшинства

Сложную проблему для правительства эпохи апартеида представляли южноафриканцы восточноазиатского происхождения: число их было совсем невелико, но их нельзя было с очевидностью относить ни к одной из четырёх установленных законом групп. Южноафриканцы китайского происхождения, чьи предки приехали на рудники Витватерсранда ещё в XIX веке, обычно классифицировались как «индийцы», то есть «небелые», а иммигранты из Тайваня и Японии, с которыми ЮАР поддерживала дипломатические отношения, получали статус «почётных белых», то есть получали те же права, что и белые. Иногда этот статус получали и представители других небелых меньшинств (даже чёрные), если правительство полагало, что данный человек был «цивилизованным», вполне восприняв западные ценности. Часто это правило прилагалось к афроамериканцам.

ООН и Международный уголовный суд

Система апартеида в Южной Африке была осуждена международным сообществом как несправедливая и расистская. В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Непосредственной целью конвенции было создание юридических оснований для того, чтобы страны-члены ООН могли применять санкции к правительству ЮАР, пытаясь тем самым добиться изменения его политики. Однако формулировки конвенции имеют более широкую применимость: тем самым любому государству запрещается принимать сходные меры. Конвенция вступила в силу в 1976 году.

Римский статут определяет апартеид как одно из 11 преступлений против человечности. Граждане большинства стран (включая ЮАР) могут предстать перед Международным уголовным судом за совершение этого преступления или способствование ему.[

http://traditio.ru/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B8%D0%B4

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


moderator




Сообщение: 684
Зарегистрирован: 18.04.08
Откуда: в оккупации, Петрозаводск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.09 01:04. Заголовок: http://www.krugosvet..




Даниель Франсуа Малан - ввёл систему апартеида



Питер Бота - южноафриканский перестройщик



Нельсон Мандела

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 455
Настроение: агрессивное
Зарегистрирован: 15.02.09
Откуда: Советский Союз, в оккупации
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 19:03. Заголовок: В России - социальны..


В России - социальный апартеид.

ПРОЛЕТАРЬ ДИН ТОАТЕ ЦЭРИЛЕ, УНИЦИ-ВЭ! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 38
Зарегистрирован: 09.02.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.10 03:30. Заголовок: Ну а сейчас в ЮАРе т..


Ну а сейчас в ЮАРе толерастия, кому с этого лучше стало?
Moldovan пишет:

 цитата:
В России - социальный апартеид.

И национальный

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет