On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 1613
Зарегистрирован: 18.04.08
Откуда: в оккупации, Петрозаводск
Репутация: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.10 16:59. Заголовок: Глазунов пишет книгу о смысле жизни


Анатолий Глазунов (Блокадник).
Учебник о Смысле Жизни. Основы космизма.

Часть 2 (продолжение)

Николай Коперник:
Земной шар – вертится вокруг оси и вокруг Солнца.


Итак, до 16 века господствовали в умах большинства христиан Европы две модели Вселенной. Модель плоской Земли и модель неподвижной шарообразной Земли грека-язычника Клавдия Птолемея. Неподвижный Земной шар висит пустоте, а вокруг вращаются шары-планеты и Солнце.
Но всё, что возникает, заслуживает гибели. Число сторонников плоской Земли медленно, но верно сокращалось. А в 16 веке был нанесён мощный удар и по идее о неподвижном шаре – центре Вселенной.

Те, кто жил в России при диктатуре коммунистической партии, знают, что тогда было издано много статей и книжек на тему о «мракобесах–инквизиторах, о Церкви, которые «свирепо препятствовали развитию науки и сжигали прогрессивных ученых». Сходные идеи проповедовали и проповедуют и так называемые «либералы».
На самом деле в 16-17 веке все было не так просто. Подрывателями основ были не материалисты-атеисты, а сами христиане. Сам христианский мир раскалывался. Христианская элита раскалывалась. Христиане против христиан.

Главный разрушитель идеи о неподвижной Земле - центе Вселенной был не атеист-материалист, не безбожник, а глубоко верующий в Бога христианин, каноник, то есть церковный деятель. И те, кто ему помогали в издании и распространении книги, тоже были верующие христиане, некоторые – тоже церковные деятели.

Единого мнения среди исследователей о Копернике нет. Некоторые историки даже отрицают не только отдельные факты его биографии, но отрицают даже его существование как автора гелиоцентрической системы. Полагают, что он подставное лицо, а авторами гелиоцентрической теории на самом деле была группа передовых астрономов. Но убедительных аргументов эти «новые» историки не предоставили, потому дадим биографию Коперника в том виде, в каком она дана в энциклопедиях, справочниках и в книгах «старых» историков-биографов.

<\/u><\/a>

Портрет Николая Коперника, сделанный неизвестным художником 16 века уже после смерти Коперника. Возможно срисованный с его автопортрета, который Коперник нарисовал при помощи зеркал.


Сделаем лишь одну поправку – о национальности. Во многих справочниках и энциклопедиях, указано, что Коперник (нем. Nikolas Koppernigk, польск. Mikołaj Kopernik, лат. Nicolaus Copernicus) - поляк по национальности. Но где это доказано? Это не так. Коперник действительно родился в Польше в 1473 в Торуне, но не забудем, что этот город 4 года до рождения Коперника назывался Торн и входил в состав Пруссии. Есть доказательные материалы, что мать Коперника – немка. Некоторые биографы пишут, что национальность его отца точно не выяснена. Некоторые биографы Коперника утверждают, что его отец – немецкий купец. Отец рано умер и воспитывался Коперник с 9 лет в немецкой семье дяди по матери каноника Лукаша Ваценрода. Коперник писал по-немецки и по-латински, но нет данных, где по-польски. В 1491 году он поступил в краковский университет, где усердно изучал не только математику и медицину, но и богословие. По окончании курса Коперник путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции в разных университетах, а одно время даже и сам профессорствовал в Риме. В 1503 он вернулся в Краков и прожил там семь лет, занимая должность профессора университета и занимаясь астрономическими наблюдениями. Но суетливая жизнь в большом городе его не устраивала.
В 1512 году умер его дядя-епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький рыбацкий городок на побережье Балтийского моря, в устье Вислы, в 290 километрах от Варшавы. В этом городке он числился каноником католического костёла. Каноник – это сродни нынешнему титулу благочинного (благочинный — это старший священник в определенном районе). Каноник Коперник не участвовал в богослужении, но в как церковный деятель (попечитель) отвечал за хозяйственные, финансовые и административные дела церкви.
Научные исследования Коперник, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией, местом для занятия астрономией. Т

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


moderator




Сообщение: 1614
Зарегистрирован: 18.04.08
Откуда: в оккупации, Петрозаводск
Репутация: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.10 17:00. Заголовок: Анатолий Глазунов (Б..


Анатолий Глазунов (Блокадник)
Учебник о Смысле Жизни.

Часть 2. Устройство Вселенной (продолжение)

<\/u><\/a>
Папа Урбан 8, под руководство которого был организован суд инквизиции над Галилеем

Приговор:

Цитируем текст приговора с сокращениями:
«…Ты, Галилей, сын флорентийца Винченцо Галилея, имеющий 70 лет от роду, в 1615 г. был обвинён в сем Святом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением, в том, что ты имел учеников, которым преподавал это учение, в том, что ты по поводу этого учения вёл переписку с некоторыми германскими математиками [Кеплером], в том, что ты издал несколько писем о солнечных пятнах, в которых вышеуказанное учение объявлял истинным.
Когда же тебе беспрерывно напоминали о твоём заблуждении, делая тебе возражения на основании Св. писания, ты отвечал, что Св. Писание вне твоего понимания. Наконец, явился на свет экземпляр твоего сочинения, в виде письма к одному из прежних учеников твоих, и ты в нем, следуя бредням Коперника, развивал некоторые положения, противоречащие здравому смыслу и Св. писанию…
Но так как нам угодно было пока поступить с тобою снисходительно, то в Св. Конгрегации, собравшейся в присутствии господина нашего 25 февраля 1616 г., было решено, чтобы высокопреосвященнейший кардинал Беллармино тебе внушил, чтобы ты вполне отступился от вышеуказанного лжеучения; то же самое тебе было повторено и через комиссария Св. судилища, в присутствии нотариуса и свидетелей, под страхом тюремного заключения — впредь не говорить и не писать в пользу осуждённой коперниковской системы; затем ты был ею отпущен.
В прошлом же 1632 г. появилась книга, изданная во Флоренции, заглавие которой доказывает, что ты её автор… Вышеназванная книга по тщательном её рассмотрении обнаружила, что ты явно преступил сделанное тебе внушение и продолжал защищать мнения, уже проклятые и осуждённые Св. Церковью. В сказанной книге ты разными способами ухищряешься представить вопрос не вполне решённым, а мнение Коперника весьма вероятным, но и это есть уже страшное заблуждение, так как никаким образом не может быть вероятным то, что Св. Церковь окончательно признала ложным и противным Св. Писанию.
Посему, вызванный сюда по нашему требованию, ты предстал перед Св. судилищем и на допросе под присягою признался, что означенная книга сочинена и выпущена в свет тобой. Ты также признался, что писать её начал лет 10 или 12 назад, уже после сделанного тебе вышеупомянутого внушения, и выпрашивая позволения для издания своего сочинения, ты не предупредил цензоров, что тебе было уже запрещено придерживаться системы Коперника и каким бы то ни было образом распространять её.
Точно так же ты покаялся, что текст означенного сочинения составлен таким образом, что читатель может скорее поддаться приведённым ложным доводам и стать на стороне ложного учения; при этом ты оправдываешься тем, что, написав сочинение в разговорной форме, ты увлёкся желанием придать наибольшую силу доказательств в пользу своих мнений, и говоришь, что и всякий человек, рассуждая о чём-нибудь, тем скорее пристращается к любимому положению, чем труднее его доказать, чем оно неосновательнее, хотя и кажется вероятным.
Так как нам казалось, что ты не совсем чистосердечно сознаёшься в своём намерении, то мы рассудили, что нужно подвергнуть тебя строгому испытанию, на котором, вопреки прежним твоим показаниям и объяснениям, ты отвечал, как истинный католик. Вследствие этого, рассмотрев и зрело обсудив все стороны твоего дела и приняв во внимание твои показания и извинения, равно как и сущность канонических правил, мы пришли касательно тебя к следующему заключению:
Вследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за всё вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаём тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. писанию.

По этой причине ты подлежишь всем исправлениям и наказаниям, Св. канонами и другими общими и частными узаконениями возлагаемым за преступления подобного рода. Освободиться от них можешь ты только в том случае, когда от чистого сердца и с непритворной верою отречёшься перед нами, проклянёшь и возненавидишь как вышеозначенные заблуждения и ереси, так и вообще всякое заблуждение, всякую ересь, противную Католической римской церкви, в выражениях, какие нам заблагорассудятся.

Но, дабы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и ты впоследствии не сделался бы ещё дерзновеннее, а, напротив, послужил бы примером и предостережением для других, мы постановили книгу под заглавием «Диалог» Галилео Галилея запретить, а тебя самого заключить в тюрьму при Св. судилище на неопределённое время. Для спасительного же покаяния твоего предписываем, чтобы ты в продолжении 3 лет раз в неделю прочитывал 7 покаянных псалмов…
Так мы говорим, произносим, объявляем за приговор, постановляем, присуждаем властию, нам данной, наилучшим образом и по крайнему нашему разумению».
Копии приговора по личному распоряжению Папы Урбана были разосланы во все университеты католической Европы.

После оглашения приговора Галилей, стоя на коленях (в монастыре доминиканцев в Риме), зачитал предложенный ему текст отречения:
«Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы Вселенской христианской республики, имея перед очами Святое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи Божией впредь буду верить во всё, что содержит, проповедует и чему учит святая Католическая и Апостольская Церковь. Но так как от сего Святого судилища мне было давно уже сделано законное внушение, дабы я покинул ложное мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не держался этого мнения, не защищал его, не учил ему каким бы то ни было способом, ни устно, ни письменно, а я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осуждённое учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется.
Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина, это подозрение, законно против меня возбуждённое, от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со Св. Церковью.
Клянусь впредь никогда не говорить и не рассуждать, ни устно, ни письменно, о чем бы то ни было, могущем восстановить против меня такое подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ней, то о таком обязуюсь донести сему Св. судилищу или же инквизитору, или ординарию ближайшего места. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все наказания и исправления, которые наложило или наложит на меня сие Св. судилище.
В случае нарушения мною (да хранит меня Бог) чего-либо из этих слов, свидетельств, клятв и обещаний подвергаюсь всем наказаниям и исправлениям, назначенным Св. канонами и другими общими и частными постановлениями против преступлений сего рода. В этом да поможет мне Господь и святое его Евангелие, которого касаюсь собственными руками.
Я, поименованный Галилео Галилей, отрёкся, поклялся и обязался, как сказано выше. В подтверждение прикладываю руку под сиею формулою моего отречения, которое прочёл во всеуслышание от слова до слова. Июня 22 дня 1633 г. в монастыре Минервы в Риме.
Я, Галилео Галилей, от вышесказанного отрёкся собственноручной подписью».

Во многих книжках о Галилее напечатано, что он насмешливо после отречения заявил инквизиторам: «А всё же она вертится!». Так же глупые учителя по сей день дурят школьников. На самом деле нет никаких фактов, что Галилей так сказал. На самом деле это легенда. Но, конечно, говорить об искреннем отречении нельзя. Уже после суда, в конце письма к Диодати Галилей высмеивает невежд, которые «подвижность Земли объявляют ересью» и сообщает, что намерен анонимно опубликовать новый трактат в защиту своей позиции.

Папа Урбан 8 не стал долго держать Галилея в тюрьме. Галилея поселили на одной из вилл Медичи, а откуда Галилей переселился во дворец своего друга, архиепископа Пикколомини в Сиене. Через пять месяцев Галилею было разрешено отправиться на родину, и он поселился на вилле в Арчетри (в одной мили от Флоренции), рядом с монастырём, где находились его дочери. Здесь он провёл остаток жизни под домашним арестом и под постоянным надзором инквизиции. Галилею не дозволялось выезжать во Флоренцию и другие города. В первые годы ему запретили принимать гостей под страхом перевода в тюрьму. Позднее режим был немного смягчён, и друзья смогли приезжать к Галилею. Инквизиция бдительно следила за пленником до конца его жизни; даже при кончине Галилея присутствовали два инквизитора. Все его печатные работы подлежали особо тщательной цензуре. В 1637 году Галилей ослеп, но продолжал работать.
Только один раз, в марте 1638, инквизиция разрешила слепому и тяжело больному Галилею покинуть Арчетри и поселиться во Флоренции для лечения. Но ему под страхом тюрьмы было запрещено выходить из дома и обсуждать «проклятое мнение» о движении Земли. Но уже через несколько месяцев, после издания его новой книге о механике в Голландии, разрешение временно жить во Флоренции было отменено, и учёному предписали вернуться в Арчетри. Галилей собирался продолжить книгу о механике, а также написать ещё одну книгу о том, что Земля вертится, но не успел. Галилео Галилей умер 8 января 1642 года, на 78-м году жизни, в своей постели.
У его гроба стояли два инквизитора.

"Я думаю, – писал Галилей в одном из писем, – что авторитет Священного Писания служит тому, чтобы убедить людей в тех истинах и положениях, которые необходимы для спасения их души; а так как эти истины превосходят границы человеческого понимания, то никакая наука или же иные средства, кроме глаголящих уст самого Святого Духа, не могут заставить в них уверовать. Но я не считаю столь уж необходимым верить в то, что сам Бог, Который дал нам чувства, понимание и разум, хотел, чтобы мы искали научные истины только в тексте Писания, а не с помощью самой науки; к тому же в тексте его об этого рода истинах говорится слишком мало и отрывочно".

Римская Церковь весьма долго мешала развитию Науки о Вселенной. Ватикан снял свой запрет издавать, распространять и хранить книгу Коперника и книги последователей Коперника «без исправления» лишь через 200 лет. Только в 1758 году Папа Бенедикт 14 велел вычеркнуть книги и статьи, защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг». Но повеление его выполнялось, естественно, очень неспешно и завершилась только в 1835 году.

С 1979 по 1981 годы по инициативе Римского Папы Иоанна Павла 2 работала комиссия по реабилитации Галилея. 31 октября 1992 года Папа Иоанн Павел 2 официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от гелиоцентризма.



Реакционеры России против теории «Земля вертится!»

«Против учения Коперника выступила не только католическая, но и православная церковь, которая душила науку и просвещение вообще». Так недавно при диктатуре компартии писали у нас в России «учёные» атеисты-материалисты.
Многие начальники Православной церкви в России действительно выступили против теории «Земля вертится». Реакционеры Православной церкви действительно тормозили развитие в России Науки о Вселенной и просвещение народа. Но не надо преувеличивать. Душили, да не задушили. Все сложнее. Как и на Западе, раскол в России шёл внутри христианства.

На Руси о теории «Земля вертится» передовые русские узнали уже в 1530, ещё при жизни Коперника. Но публикации на эту тему появились на Руси, увы, позднее, чем на Западе. Запад в те времена был попросвещённее по части наук, чем Московская Русь.


А познакомил Московскую Русь с учением Коперника ученый, писатель и переводчик Епифаний Славенецкий. Не атеист-безбожник опять же, а верный христианин, монах. Помогали ему тоже два монаха, Арсений и Исайя. Раньше монах Епифаний преподавал в Киево-Могилянской академии - первом высшем учебном заведении восточных славян. Своё образование Славенецкий получил, вероятно, в 20-е годы 18 века в краковском университете, где училось много выходцев из украинских и белорусских земель. Там он и узнал о сочинениях Коперника. В Москву из Киева Епифаний Славенецкий приехал в мае 1649 года, во время правления царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона.

Посольский приказ (вероятно, по велению Никона) поручил Епифанию Славенецкому сделать переводы книги "Введение в Космографию" Гильома Блеу, которая была издана в 1645 в Амстердаме на латинском языке в четырёх томах. В этой книге содержались сведения по всемирной истории и географии, пересказ геоцентрической системы Птолемея и пересказ гелиоцентрической системы Аристарха Самосского и Коперника. Русский перевод «Космографии» Епифаний вместе с двумя помощниками делал с 1655 года по 1657 год.

До появления перевода Епифания Славенецкого на Руси, как и везде в христианском мире, как и у католиков и лютеран, существовали две теории об устройстве Вселенной. Первая опиралась на Ветхий Завет. Люди, в том числе русы, обитают в небольшой ёмкости. Внизу – земная твердь, сверху - небесная твердь. Большую популярность на Руси имела книжка иностранного купца, а потом монаха, жившего в 6 веке, Козьмы Индикоплова «Космография». Козьма представлял себе Землю как плоский вытянутый четырехугольник, окруженный стенами, на которые опирается небесный свод. В верхней его части по кругам ходят планеты, водимые ангелами, на востоке Земли возвышается гора, за которую ночью заходит солнце. Сторонником такой модели Вселенной был крупнейший и весьма просвещеннейший деятель русской культуры начала 16 века - Максим Грек.

Но потом распространяться начала на Руси и теория о шаровидной Земле. Неподвижный Земной шар - центр Вселенной! Вокруг Земли вращаются концентрические небесные сферы, вложенные друг в Друга. К сферам прикреплены планеты. На Руси такие геоцентрические представления получили распространение с первой половины 16 столетия, когда был переведен с немецкого труд Гонория Отенского (12 век) “Лупядариус” (“Просветитель”). Потом, в первой половине 17 века была переведена книга знаменитого фламандского географа 16 века Герарда Меркатора, где развивались те же аристотелевские идеи.
А после перевода монаха Славенецкого часть русских впервые познакомились с гелиоцентризмом. Конечно, таких любознательных русских было ничтожно мало. Неизвестно, сколько вообще экземпляров «Космографии» были переписаны. Распространялась в основном часть книги, которая называлась «Зерцало». Полное название - "Зерцало всея вселенныя или атлас новый, в нем же начертания всея вселенныя и описания всех ея частей изданы суть". Это атлас с пояснительными текстами и Введением, в котором излагались взгляды на устройство мира Птолемея и Коперника.
Была переведена в 70-х годах 18 века и «Селенография» Яна Гевелия (1647). Некоторые историки предполагают, что по указанию царя Алексея Михайловича, - как учебник астрономии и оптики для царевичей Фёдора и Петра. Но в широкое распространение этот учебник не пошёл. Перевод книги Гевелия известен лишь в единственном списке, который хранится ныне в Вильнюсе, в библиотеке Академии наук.

Более широкое распространение теория «Земля – вертится» получила в царствование Петра Великого. В 1707 библиотекарь московской "навигацкой школы" Василий Киприянов издал в Москве большой лист-картон "Глобус небесный”, по углам которого были представлены четыре системы мира с изображениями их авторов: Птолемея, Тихо Браге, Декарта и Коперника. Это было первое типографское издание, содержавшее упоминание гелиоцентрической системы и рассчитанное уже на массовое распространение среди русского народа. В 1717 Петр Великий приказал также напечатать перевод "Космотеороса" Христиана Гюйгенса (1698), в котором уже весьма полно была изложена теория Коперника и гипотеза о множественности миров.

Но естественно, как и на Западе, в России началась и долго длилась стычка. Она проходила не между христианами и атеистами-материалистами, а между христианами. Более тёмные церковники зло утверждали: книжки о том, что Земля – вертится, - это «богопротивные книжки», суть «наваждения сатанинские» и служат «на пользу дьяволу». Даже видный русский публицист и экономист петровской эпохи, мастер монетного двора И. Т. Посошков (1653—1726) и слышать не хотел о новой модели Вселенной. Адепт церковной идеологии, он в своем «Завещании» очень ярко выявил непримиримость вертящейся Земли со священным Писанием. Посошков говорил о новом учении как об умственном разврате, а Коперника называл «проклятым богу соперником», который «не токмо слово божие, но и дела его опорочиша».
«А проклятый Коперник, богу соперник… моисеево писание, иже от откровения божия написанная, ничтожит». Его учение - «богопротивное умствование» ничем не подтвержденное в священном писании....

В учредительной грамоте Московской славяно-греко-латинской академии, основанной в 1682 году было прямо сказано, что всякий, кто осмелится распространять не одобренные церковью взгляды, «без всякого снисхождения да сожжется».

После смерти Петра Великого осмелевшие реакционные церковники, противники расширения знания о Вселенной и просвещения русского народа, усилили свою активность. Они контролировали даже Академию наук Они проверяли её издания, выискивая в них места «сумнительные и противные христианским законам, правительству и добронравию».
Противоборствовали реакционерам от Церкви немногие. Среди противоборствующих на первом месте – Михаил Ломоносов. Русский исследователь, мыслитель, поэт (1711 – 1765). Он также был не материалист-атеист-безбожник, а православный христианин. Ему покровительствовал Феофан Прокопович, первый вице-президент Святейшего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода (умер в 1736).

Ломоносов был не против Бога, а против тех, кто мешал познанию Божьего мира. «Легко быть философом, - писал Ломоносов, - выучив три слова: бог так сотворил, - и сие дая в ответ вместо всех причин».
Ломоносов был против того, чтобы познание Вселенной заканчивать на модели, описанной в Ветхом Завете. Он пренебрег запрещением Синода излагать учение Коперника и с риском для себя в нескольких своих сочинениях упорно защищал и популяризировал новую модель Вселенной. Стычка с реакционерами-церковниками была неизбежной.

В 1740 по инициативе Ломоносова была издана в России книга французского писателя-просветителя Фонтенеля (1657—1757) «Разговор о множестве миров». Впервые эта книга книга была издана во Франции в 1686. В книге в популярной форме излагались новые научные данные астрономии. Синод признал книгу Фонтенеля «противной вере и нравственности». Синод, где мог, изымал и уничтожал книгу Фонтенеля. Учение Коперника оценено Синодом как «святой вере противное».
По настоянию церковников-реакционеров в 1743 был изъят изданный Академией наук астрономический календарь, в котором духовные цензоры умудрились найти сведения о планетах, «к соблазну народному склонные».
Раздраженный Синод, где мог, мешал научной и просветительской работе Ломоносова. Была бы у Синода власть полная, как у Папы и инквизиции, сожгли бы на площади в Петербурге Михаила Ломоносова.

Нападки начальников тогдашней Церкви на науку вынудили Ломоносова написать в «Регламенте» академического университета (1748г.): «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях». Ломоносов вставил в свое знаменитое «Письмо о пользе стекла …», написанное в 1752 году, резкую отповедь «невеждам свирепым», веками стремящимся погубить научную астрономию. Он продолжал требовать свободы исследований и свободы печати для учёных.

Спасало Ломоносова от «реакционных попов», от костра - отношение императрицы. Елизавета Петровна благоволила к Ломоносову (ещё ныне жива версия, что Ломоносов - сын Петра Великого). 1 марта 1753 года по указу императрицы Ломоносову были присвоены права дворянства. В Копорском уезде ему отвели 9000 десятин земли и 212 душ крепостных крестьян. С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН.

<\/u><\/a>

Михаил Ломоносов

В 1756 Московский университет хотел издать философскую поэму английского писателя-просветителя Александра Попа (1688-1714) «Опыт о человеке». Ученик Ломоносова Николай Поповский переводит поэму. Но реакционные церковники, естественно, нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», и книга была запрещена. «Исправление» книги Попа поручили московскому митрополиту Амвросию. Митрополит переделал поэму, заменив стихи, в которых говорилось о множестве миров и коперниковской системе, своими стихами. В таком изуродованном виде книга и была напечатана 1757 году.

21 декабря 1756 года духовное ведомство представило императрице Елизавете подробный доклад о вредности для православия гелиоцентрических воззрений. Синод испрашивал у императрицы именной указ, согласно которому следовало «отобрать везде и прислать в Синод» издание книги французского писателя и ученого Бернара Фонтенеля, пропагандировавшего учение Коперника, и номера академических «Ежемесячных сочинений» 1755 и 1756 годов, а также строго воспретить «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под жесточайшим за преступление наказанием не отваживался».

Ломоносов в ответ на козни церковников пишет сатирический «Гимн бороде» и эпиграмму «О страх! о ужас! гром!», где выставляет своих противников «поповского звания» «козлами»… Гимн против «безголовых с бородой» разносится в списках по Петербургу. Синод в ответ на «Гимн бороде» 6 марта 1757 обратился к императрице Елизавете с докладом против Ломоносова:
«В недавнем времени появились в народе пасквильные стихи, надписанные: «Гимн бороде»… тот пасквилянт (произносит) под видом, якобы на раскольников крайне скверные и совести и честности христианской противные ругательства генерально на всех персон, как прежде имевших, так и ныне имеющих бороды…»
«…таковому сочинителю, ежели в чувство не придет и не раскается, надлежит, как казни божией, так и церковной клятвы ожидать». Профессор Ломоносов сам признал своё авторство. А «опосле того вскоре таковой же другой пасквиль в народ издал, в коем, «безразумных козлят» выше духовных начальников, выше попов ставит. А в конце пасквиля уже их всех «точно называет козлами». Императрице Синод предоставил копии пасквилей профессора Ломоносова для последующего сжигания согласно закона. Синод просил «ругательные пасквили истребить и публично сжечь» и впредь подобное запретить, а «означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать…» Данный доклад Синода был написан по всем правилам составления лжедоносов. Профессор Ломоносов, выступающий протии «безголовых с бородой» выставлялся как враг христианской веры.
Подписали документ «Вашего императорского величия всенижайшие рабы и богомольцы, Сильверстер, архиепископ санкт-петербургский, смиренный Димитрий, епископ рязанский, смиренный Амвросий, епископ переславский и смиренный Варлаам, архимандрит донской.

Но Императрица Елизавета Петровна на доклад Синода не реагирует.
В 1761 Ломоносов, наблюдая редкое небесное явление— прохождение Венеры по солнечному диску,— задолго до западных ученых сделал полезное астрономическое открытие. Он убедительно доказал, что планета Венера окружена плотной атмосферой. (Это открытие тоже, естественно, сильно взволновало реакционеров-богословов, «вдруг на это Венере тоже люди живут»).
А Ломоносов свою научную брошюру «Явление Венеры на Солнце» одновременно сделал и сатирическим трактатом в защиту гелиоцентрической системы мира. Он включил в эту брошюру свою басню-эпиграмму («Случились вместе два астронома в пиру») о двух системах мира—Птоломея и Коперника. Спор между сторонниками этих систем решает повар очень простой, самоочевидной аргументацией от «здравого смысла»:

Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на солнце не бывав,
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг вокруг жаркова?
О множественности миров во Вселенной Ломоносов писал:
Там разных множество светов
Несчетны солнца там горят
Народы там и круг веков…

«Некоторые спрашивают, ежели де на планетах есть живущие там подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им евангелие? Крещены ли они в веру христову? Сим дается ответ вопросной: в южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавателями, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди, видом, языком и всеми поведениями от нас отменные, какой веры? И кто им проповедал евангелие? Ежели кто про то знать или обратить и крестить хочет, то пусть по евангельскому слову... туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того же и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть, тамошние люди в Адаме не согрешили; и для того всех из того следствий не надобно...»

Реакционная часть духовенства выступало в России против гелиоцентрической системы вплоть до начала 20 века. До 1815 года c одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором придурочный автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением». Такими учебниками замедлялось, естественно, просвещение русского народа. В 1914 году выходит из печати книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит». Этот ничтожный Иова Немцев изо всех своих силёнок пытается «опровергнуть» систему «Земля с другими планетами вращается вокруг Солнца» цитатами из Библии и творений отцов Церкви.


(продолжение следует)


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 1615
Зарегистрирован: 18.04.08
Откуда: в оккупации, Петрозаводск
Репутация: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.10 17:01. Заголовок: Анатолий Глазунов (Б..


Анатолий Глазунов (Блокадник). Учебник о Смысле Жизни. Основы Космизма.
Часть 2. Устройство Вселенной (продолжение).


Блез Паскаль:
«Горе людям, не знающим смысла своей жизни».



Но время шло, и физиономии сторонников неподвижной плоской Земли становились все более унылыми. Большинство человечества, и начальники Церкви и обывательская масса, уже смирилось, что Земля – шар после путешествия мореходов Магеллана. Окончательно все смирились с идеей, что человечество живёт на шаре, после выхода на околоземные орбиты спутников и космических кораблей. Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в СССР 4 октября 1957 года (Спутник-1). Первый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту совершил один виток вокруг Земного шара и благополучно доставил космонавта на Землю 12 апреля 1961 года. С космических кораблей уже сделаны тысячи фотографий Земного шара, на которых хорошо видна его кривизна. Определена площадь поверхности Земного шара - 510 083 000 километров. Определена средняя длина диаметра Земного шара - 12 742, 44 километров.


В 1851 году была доказана железно и гипотеза, что Земля вращается вокруг оси. 8 января 1851 года французский физик Жан Фуко, экспериментируя в подвале своего парижского дома, в 2 часа ночи сделал эпохальную запись в рабочем журнале — прибор, который он смастерил, наглядно демонстрировал, что Земля вращается. Прибор был прост до примитивности: пятикилограммовый латунный шар, подвешенный к потолку на двухметровой стальной проволоке. Под шаром на полу схема. Плоскость качания этого шара… поворачивалась. Никаких «оснований» для подобного поведения у маятника нет, так что на самом деле наблюдалось не что иное, как вращение Земли под точкой подвеса тяжелого предмета. 3 февраля Фуко продемонстрировал свой маятник в Парижской обсерватории почтенным академикам, которые получили от Фуко письма следующего содержания: «Приглашаю вас понаблюдать за вращением Земли». Под куполом обсерватории Фуко подвесил металлический шар массой 28 килограмм с закреплённым на нём остриём на стальной проволоке длиной 67 метров. Прибор, изобретённый французом-физиком, вошёл в историю науки как «маятник Фуко»
В России, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года (это во времена Сталина).

Дальше ещё хуже для реакционеров всех мастей. Реальная Вселенная оказалась чудовищно грандиозной, а песчинка, на которой обитает человечество, и звездочка Солнце, вокруг которой вращается эта песчинка, оказались на периферии нашей Галактики. А вокруг в грандиозном пространстве - тысячи миллиардов звездочек и песчинок.
В чём смысл нашей жизни, дамы и господа?


Великий французский математик, физик, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики, религиозный философ Паскаль (1623 – 1662) писал:

«Я не знаю, кто меня послал в мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, чувства, душа, что такое та часть моего «я», которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, в которое дано мне жить, назначено именно в этой, а не в другой точке целой вечности, предшествовавшей мне и следующей за мной. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом; я как тень, продолжающаяся только мгновение и никогда не возвращающаяся. Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть; но чего я больше всего не знаю, это смерть, которой не умею избежать. Как я не знаю, откуда пришел, так же точно не знаю, куда уйду... Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака».

Уже в 17 веке не только Паскаль, но многие мыслители на песчинке Земля осознавали и прочувствовали эти - «ужасающие пространства Вселенной».
Но часть из них оставались верными христианами.
Другие раздваивались, третьи уходили из христианства.

В своих книгах "Мысли" и "Апология христианской религии" Паскаль много интересного написал для тех, кто ищет Смысл Жизни, о трагедии человека, «находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством».

Паскаль писал: «Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит... все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности».
«Я понимаю, что меня могло и не быть: моё "Я" в способности мыслить, но я, мыслящий, не появился бы на свет, если бы мою мать убили до того, как я стал одушевлённым существом. Значит, я не необходим, равно как не вечен и не бесконечен. Но всё говорит мне о том, что в природе есть некто необходимый, вечный и бесконечный»
«Отдельный человек - не необходимое в природе существо».
«Человек - это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается».
«Горе людям, не знающим смысла своей жизни».
«Одинаково непостижимы положения, что есть Бог и что нет Его, что есть душа в теле и что нет у нас души, что мир сотворён и что он не сотворён»

Паскаль для обоснования внутреннего отношения к религии предложил воспользоваться теорией игр, основанной на теории вероятностей. Он рассуждал так:
«Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить?

На что делать жизненную ставку — на религию или на атеизм? Для поиска ответа Паскаль предположил, что шансы существования или отсутствия Бога примерно равны или, по крайней мере, конечны. Тогда возможны два варианта:

1. Жить без веры крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — вечные муки. Если же Его не существует, то цена «выигрыша» невелика — безверие нам ничего не даёт и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет уменьшение расходов на размер затрат на религиозные обряды.

2. Жить по канонам веры неопасно, хотя и чуть более затруднительно из-за постов, всяческих ограничений, обрядов и связанных с этим затрат средств и времени. Цена «проигрыша» в случае отсутствия Бога невелика — затраты на обряды. Зато возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — спасение души, вечная жизнь.
В соответствии с теорией игр, при принятии решений в пользу одного из вариантов действий (ставок, событий), которые происходят с разной вероятностью, для сравнения и количественной оценки нужно возможный приз (выигрыш, премию, результат) умножить на вероятность этого события. Какова же оценка рассматриваемых вариантов?

1. При умножении пусть даже большой вероятности, что бога нет, на небольшую ценность приза получается величина возможно и большая, но всегда конечная.

2. При умножении любой конечной, даже очень маленькой, вероятности, что бог окажет человеку милость за его добродетельное поведение на бесконечно большую ценность приза получается бесконечно большая величина.

Паскаль делает вывод о том, что второй вариант предпочтительнее, что глупо хвататься за конечные величины, если можно приобрести бесконечные:
Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творя¬щим добро человеком, способным к ис¬кренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути всё несомненнее будет для вас выигрыш и всё ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав».
Паскаль остался в христианстве.

Паскаль писал:
«Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа»
«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».

<\/u><\/a>

Блез Паскаль: «Горе людям, не знающим смысла своей жизни».


23 ноября 1654 года Паскаль в возрасте 31 год внезапно получил мистическое озарение. Это произошло вечером, в день после потрясшего его чудесного спасения. Четверка лошадей экипажа, на котором он ехал, неожиданно понеслась, вылетела на мост - и полетела в реку. Но... постромки оборвались, свалились в реку только две лошади, а карета с Паскалем чудом осталась на мосту. Когда к карете подбежали прохожие, Паскаль был без сознания. Чудесное спасение и последовавшее за ним мистическое переживание произвели на Паскаля глубочайшее впечатление. В начале 1655 он переселился в монастырь Пор-Рояль, где жил аскетом, много молился, глубоко изучал Библию и труды отцов Церкви.

С 1658 года здоровье Паскаля быстро ухудшается. Его одолевает физическая слабость, появляются ужасные головные боли, мучают колики и зубные боли, он часто падает в обморок. Паскаль постоянно страдал от комплекса заболеваний: рака мозга, кишечного туберкулёза и ревматизма. Гюйгенс, посетивший Паскаля в 1660 году, нашёл его глубоким стариком, хотя Паскалю было всего 37 лет.
Но Паскаль был настолько искренне благодарен за свою болезнь Богу, что действительно не хотел исцеления. Напротив, он «еще благодарил Бога за ниспослание ему болезней».
«Болезненное состояние – есть истинное состояние христианина». Он стал носить постоянно на голом теле, утыканный остриями, пояс". И когда появлялась "суетная мысль", или "чувство довольства" чем-либо, он ударял себя локтем, вонзая острия в тело. Паскаль понимает, что скоро умрёт, но не испытывает страха перед смертью. Он говорит сестре, что смерть отнимает у человека «несчастную способность грешить». Не имея возможности ни читать, ни писать, ни размышлять, он занимается благотворительностью и изредка посещает старых друзей. При редких улучшениях здоровья, продолжает диктовать свои рассуждения. Так закончилась жизнь одного из самых знаменитых людей первой половины 17-го века.

И. Кунчуров писал: С религиозной точки зрения Блез Паскаль может быть отнесен к "сверхгениям" человечества. В целом, основанием для этого является то, что он "перерос" признанную другими собственную научную гениальность, стяжал благодать в мистическом опыте и перешел с уровня мышления рационального, философского, "специализированно-научного" на уровень мышления иррационального, интуитивно-логического и религиозно-этического, плоды которого и запечатлены в его книге "Мысли".

(продолжение следует)

Отслеживать здесь:
http://17m.forum24.ru/?0-6<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 1618
Зарегистрирован: 18.04.08
Откуда: в оккупации, Петрозаводск
Репутация: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.10 15:48. Заголовок: Анатолий Глазунов (Б..


Анатолий Глазунов (Блокадник). Учебник о Смысле Жизни. Основы Космизма.
Азбука для русских.
Очерк 2 . Устройство Вселенной (продолжение).


Что известно ныне об устройстве Солнечной системы?

«Земля – шар» - это доказано христианами-мореходами Магеллана. Фуко сво

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 101
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет