Анатолий Глазунов (Блокадник). Учебник о Смысле Жизни. Основы Космизма.
Часть 2. Устройство Вселенной (продолжение). Блез Паскаль:
«Горе людям, не знающим смысла своей жизни».
Но время шло, и физиономии сторонников неподвижной плоской Земли становились все более унылыми. Большинство человечества, и начальники Церкви и обывательская масса, уже смирилось, что Земля – шар после путешествия мореходов Магеллана. Окончательно все смирились с идеей, что человечество живёт на шаре, после выхода на околоземные орбиты спутников и космических кораблей. Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в СССР 4 октября 1957 года (Спутник-1). Первый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту совершил один виток вокруг Земного шара и благополучно доставил космонавта на Землю 12 апреля 1961 года.
С космических кораблей уже сделаны тысячи фотографий Земного шара, на которых хорошо видна его кривизна. Определена площадь поверхности Земного шара - 510 083 000 километров. Определена средняя длина диаметра Земного шара - 12 742, 44 километров. В 1851 году была доказана железно и гипотеза, что Земля вращается вокруг оси. 8 января 1851 года французский физик Жан Фуко, экспериментируя в подвале своего парижского дома, в 2 часа ночи сделал эпохальную запись в рабочем журнале — прибор, который он смастерил, наглядно демонстрировал, что Земля вращается. Прибор был прост до примитивности: пятикилограммовый латунный шар, подвешенный к потолку на двухметровой стальной проволоке. Под шаром на полу схема. Плоскость качания этого шара… поворачивалась. Никаких «оснований» для подобного поведения у маятника нет, так что на самом деле наблюдалось не что иное, как вращение Земли под точкой подвеса тяжелого предмета. 3 февраля Фуко продемонстрировал свой маятник в Парижской обсерватории почтенным академикам, которые получили от Фуко письма следующего содержания:
«Приглашаю вас понаблюдать за вращением Земли». Под куполом обсерватории Фуко подвесил металлический шар массой 28 килограмм с закреплённым на нём остриём на стальной проволоке длиной 67 метров. Прибор, изобретённый французом-физиком, вошёл в историю науки как «маятник Фуко»
В России, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года (это во времена Сталина).
Дальше ещё хуже для реакционеров всех мастей. Реальная Вселенная оказалась чудовищно грандиозной, а песчинка, на которой обитает человечество, и звездочка Солнце, вокруг которой вращается эта песчинка, оказались на периферии нашей Галактики. А вокруг в грандиозном пространстве - тысячи миллиардов звездочек и песчинок.
В чём смысл нашей жизни, дамы и господа? Великий французский математик, физик, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики, религиозный философ Паскаль (1623 – 1662) писал:
«Я не знаю, кто меня послал в мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, чувства, душа, что такое та часть моего «я», которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, в которое дано мне жить, назначено именно в этой, а не в другой точке целой вечности, предшествовавшей мне и следующей за мной. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом; я как тень, продолжающаяся только мгновение и никогда не возвращающаяся. Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть; но чего я больше всего не знаю, это смерть, которой не умею избежать. Как я не знаю, откуда пришел, так же точно не знаю, куда уйду... Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака».
Уже в 17 веке не только Паскаль, но многие мыслители на песчинке Земля осознавали и прочувствовали эти -
«ужасающие пространства Вселенной». Но часть из них оставались верными христианами.
Другие раздваивались, третьи уходили из христианства.
В своих книгах "Мысли" и "Апология христианской религии" Паскаль много интересного написал для тех, кто ищет Смысл Жизни, о трагедии человека, «находящегося между двумя безднами - бесконечностью и ничтожеством».
Паскаль писал: «Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит... все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности».
«Я понимаю, что меня могло и не быть: моё "Я" в способности мыслить, но я, мыслящий, не появился бы на свет, если бы мою мать убили до того, как я стал одушевлённым существом. Значит, я не необходим, равно как не вечен и не бесконечен. Но всё говорит мне о том, что в природе есть некто необходимый, вечный и бесконечный»
«Отдельный человек - не необходимое в природе существо».
«Человек - это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается».
«Горе людям, не знающим смысла своей жизни». «Одинаково непостижимы положения, что есть Бог и что нет Его, что есть душа в теле и что нет у нас души, что мир сотворён и что он не сотворён»
Паскаль для обоснования внутреннего отношения к религии предложил воспользоваться теорией игр, основанной на теории вероятностей. Он рассуждал так:
«Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить?
На что делать жизненную ставку — на религию или на атеизм? Для поиска ответа Паскаль предположил, что шансы существования или отсутствия Бога примерно равны или, по крайней мере, конечны. Тогда возможны два варианта:
1. Жить без веры крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — вечные муки. Если же Его не существует, то цена «выигрыша» невелика — безверие нам ничего не даёт и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет уменьшение расходов на размер затрат на религиозные обряды.
2. Жить по канонам веры неопасно, хотя и чуть более затруднительно из-за постов, всяческих ограничений, обрядов и связанных с этим затрат средств и времени. Цена «проигрыша» в случае отсутствия Бога невелика — затраты на обряды. Зато возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — спасение души, вечная жизнь.
В соответствии с теорией игр, при принятии решений в пользу одного из вариантов действий (ставок, событий), которые происходят с разной вероятностью, для сравнения и количественной оценки нужно возможный приз (выигрыш, премию, результат) умножить на вероятность этого события. Какова же оценка рассматриваемых вариантов?
1. При умножении пусть даже большой вероятности, что бога нет, на небольшую ценность приза получается величина возможно и большая, но всегда конечная.
2. При умножении любой конечной, даже очень маленькой, вероятности, что бог окажет человеку милость за его добродетельное поведение на бесконечно большую ценность приза получается бесконечно большая величина.
Паскаль делает вывод о том, что второй вариант предпочтительнее, что глупо хвататься за конечные величины, если можно приобрести бесконечные:
Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творя¬щим добро человеком, способным к ис¬кренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути всё несомненнее будет для вас выигрыш и всё ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав».
Паскаль остался в христианстве.
Паскаль писал: «Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа»
«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
<\/u><\/a>
Блез Паскаль: «Горе людям, не знающим смысла своей жизни».
23 ноября 1654 года Паскаль в возрасте 31 год внезапно получил мистическое озарение. Это произошло вечером, в день после потрясшего его чудесного спасения. Четверка лошадей экипажа, на котором он ехал, неожиданно понеслась, вылетела на мост - и полетела в реку. Но... постромки оборвались, свалились в реку только две лошади, а карета с Паскалем чудом осталась на мосту. Когда к карете подбежали прохожие, Паскаль был без сознания. Чудесное спасение и последовавшее за ним мистическое переживание произвели на Паскаля глубочайшее впечатление. В начале 1655 он переселился в монастырь Пор-Рояль, где жил аскетом, много молился, глубоко изучал Библию и труды отцов Церкви.
С 1658 года здоровье Паскаля быстро ухудшается. Его одолевает физическая слабость, появляются ужасные головные боли, мучают колики и зубные боли, он часто падает в обморок. Паскаль постоянно страдал от комплекса заболеваний: рака мозга, кишечного туберкулёза и ревматизма. Гюйгенс, посетивший Паскаля в 1660 году, нашёл его глубоким стариком, хотя Паскалю было всего 37 лет.
Но Паскаль был настолько искренне благодарен за свою болезнь Богу, что действительно не хотел исцеления. Напротив, он «еще благодарил Бога за ниспослание ему болезней».
«Болезненное состояние – есть истинное состояние христианина». Он стал носить постоянно на голом теле, утыканный остриями, пояс". И когда появлялась "суетная мысль", или "чувство довольства" чем-либо, он ударял себя локтем, вонзая острия в тело. Паскаль понимает, что скоро умрёт, но не испытывает страха перед смертью. Он говорит сестре, что смерть отнимает у человека «несчастную способность грешить». Не имея возможности ни читать, ни писать, ни размышлять, он занимается благотворительностью и изредка посещает старых друзей. При редких улучшениях здоровья, продолжает диктовать свои рассуждения. Так закончилась жизнь одного из самых знаменитых людей первой половины 17-го века.
И. Кунчуров писал: С религиозной точки зрения Блез Паскаль может быть отнесен к "сверхгениям" человечества. В целом, основанием для этого является то, что он "перерос" признанную другими собственную научную гениальность, стяжал благодать в мистическом опыте и перешел с уровня мышления рационального, философского, "специализированно-научного" на уровень мышления иррационального, интуитивно-логического и религиозно-этического, плоды которого и запечатлены в его книге "Мысли".
(продолжение следует)
Отслеживать здесь: http://17m.forum24.ru/?0-6<\/u><\/a>