Дорогами Ковальчука и Ротенберга
Через несколько лет в России появятся две первые платные дороги. Обе идут из Москвы и строятся фактически на государственные деньги. За обеими стоят петербургские знакомые Владимира Путина: Юрий Ковальчук и Аркадий Ротенберг
Ринат Сагдиев
Ведомости
20.09.2010, 176 (2874)
Read in English: Putin's Friends to Develop Moscow Toll Roads
Путин и дубы
"Я был поражен тем, как решительно глава правительства Владимир Путин устранил препятствия, с которыми мы столкнулись", - рассказал весной 2010 г. французской Les Echos президент крупнейшей в мире строительной и концессионной группы Vinci Ив-Тибо де Сильги. В марте ЕБРР объявил, что отказывается финансировать строительство платной дороги Москва - Петербург, потому что придется спилить 14 дубов (в Химкинском лесу). Для Vinci и ее партнеров по консорциуму "Северо-западная концессионная компания" (СЗКК) это было ударом. Ведь в ноябре 2009 г. во время визита Путина во Францию Внешэкономбанк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и СЗКК уже подписали меморандум о намерениях: СЗКК рассчитывала получить от Внешэкономбанка 5,8 млрд руб. с возможностью увеличения кредита до 10 млрд руб., а от европейских банков - до 400 млн евро (17,2 млрд руб. на день подписания меморандума).
Путин лично вмешался в дубовую проблему и быстро нашел иностранцам замену, продолжает Les Echos. Вместо иностранцев кредиты СЗКК на удивительных для России условиях выдадут Сбербанк и Внешэкономбанк: в апреле они подписали с компанией кредитное соглашение на 29,2 млрд руб. сроком на 20 лет, а также пообещали выкупить более 70% выпуска 20-летних облигаций СЗКК на 10 млрд руб. Бумаги будут выпущены под государственную гарантию. А еще Сбербанк откроет СЗКК возобновляемую кредитную линию на 4,5 млрд руб. Для СЗКК этот кредит будет необременительным: его планируется погашать за счет возмещения из бюджета НДС на строительство. Ну и 23 млрд руб. СЗКК напрямую выделит государство из инвестиционного фонда. Привлеченных с помощью государства денег должно хватить на строительство 43 км дороги Москва - Санкт-Петербург, общая стоимость которой определена в 63,4 млрд руб. и доходы от которой до 2039 г. будут получать учредители СЗКК.
Чей проект?
Когда речь заходит о российских дорожных концессиях, на первый план все время вылезают иностранцы. Они там, конечно, есть. Первый меморандум о концессионном сотрудничестве министр транспорта Игорь Левитин и председатель совета директоров французской Vinci Ив-Тибо де Сильги подписали в сентябре 2006 г., тоже во время визита Путина во Францию.
Через год, во время поездки Путина в Португалию, протокол о концессионных намерениях подписали крупнейший в Португалии оператор платных дорог Brisa Auto-Estradas de Portugal SА и УК "Лидер". Эти компании в партнерстве с российскими и стали победителями в концессионных конкурсах на дороги Москва - Петербург и Москва - Минск.
Но контроль, конечно, ни у каких не у иностранцев, а у частных российских инвесторов (см. схему).
Минское направление досталось банку "Россия", крупнейшим акционером которого является старый знакомый Путина Юрий Ковальчук. Концессию на строительство и эксплуатацию выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1 "Беларусь" Москва - Минск получила компания "Главная дорога", 50,01% которой принадлежит подконтрольной "России" УК "Лидер"; эту информацию подтвердила пресс-служба "Главной дороги".
Петербургское направление досталось совладельцам компании "Н-транс" Никите Мишину, Андрею Филатову и Константину Николаеву. (Кстати, раньше эта компания называлась "Северстальтранс", а ее заместителем директора до 2004 г. работал нынешний министр транспорта Игорь Левитин; может, не случайно он и соглашение с Vinci подписывал?) СЗКК, которая получила концессию на дорогу Москва - Петербург на участке 15-й км - 58-й км, - "частный проект менеджеров "Н-транса", сообщил "Ведомостям" Филатов через свою пресс-службу. 50% СЗКК принадлежит Vinci, 50% - акционерам группы "Н-транс", уточнила пресс-служба СЗКК.
Интересно, что за концессии между Ковальчуком и "Н-трансом" была своего рода конкуренция.
Осенью 2007 г. банк "Россия" зарегистрировал кипрскую Farncombe Ltd., которая учредила две российские компании - "Главную дорогу" (для ленинградской дороги) и "Столичный тракт" (для минской). В годовом отчете банка указано, что в 2007 г. он владел по 100% в каждой из этих трех компаний.
"Н-транс" с партнерами осенью 2007 г. создал целых три компании - уже упоминавшуюся СЗКК, Невскую концессионную компанию (НКК, для Орловского туннеля в Петербурге) и "Западные дорожные концессии" (ЗДК, для минской дороги).
На первые в России концессии претендовало более десятка компаний, но фактически два контракта - минский и ленинградский - разыграли четыре компании Ковальчука и совладельцев "Н-транса", именно они - по две на каждый конкурс - прошли предварительный отбор. 16 сентября 2008 г. конкурсная комиссия рассмотрела заявки по ленинградской трассе и допустила к конкурсу "Столичный тракт" и СЗКК. На следующий день разыгрывалось право на заключение концессионного соглашения по минской дороге. Ожидалось, что заявки представят "Главная дорога" и ЗДК. Но заявку подала только "Главная дорога" Ковальчука, предложившая установить тариф в 4,99 руб. за 1 км, объем госфинансирования - в 11 млрд руб. и сроки строительства - 24 месяца. Ей и была присуждена победа. А через месяц конкурсная комиссия сняла с дистанции компанию "Столичный тракт" Ковальчука как "не соответствующую конкурсным требованиям" - и концессионное соглашение по ленинградской дороге было заключено с единственным участником конкурса, СЗКК, которая попросила 23 млрд руб. госфинансирования и предложила установить базовый тариф в 3,6 руб. за 1 км. В общем, конкурс, видимо, был, но неофициальный - и победила дружба.
НКК, кстати, тоже получила концессию - на Орловский туннель. Весной 2010 г. 50% приобрела First Quantum, близкая к депутату Госдумы Виталию Южилину. В июне 2010 г. НКК заключила контракт стоимостью 47,7 млрд руб.
Золотая дорога
"Главная дорога" уже подсчитала, сколько заработает на концессии 18,5 км выезда на трассу Москва - Минск. При стоимости строительства в 25,7 млрд руб. (в том числе 11 млрд руб. - из инвестфонда, еще как минимум 8 млрд руб. - госгарантии по облигациям) компания ожидает получить за 30 лет работы (к 2039 г.) чистую прибыль в 117,7 млрд руб. Такую оценку она приводит в годовом отчете за 2009 г.
В СЗКК своих планов по доходам не раскрывают. Можно грубо прикинуть ее прибыль, основываясь на данных "Главной дороги", - получится 275 млрд руб. за 30 лет (см. врез). Компания эти расчеты не комментирует.
Причем прибыль концессионерам гарантирована: по соглашению если доход за год окажется ниже расчетного, то государство компенсирует недостачу (а если наоборот, то сверхдоходы государство и концессионер поделят пополам).
Но прибыль еще когда будет. А сейчас есть бюджет, который надо освоить.
"Главная дорога" еще в 2008 г. заключила предварительный договор генподряда на строительство стоимостью более 25 млрд руб. с компанией "Канон". Ее учредители - миноритарные партнеры Ковальчука по "Главной дороге": 11% у известной австрийской строительной компании Alpine Bau и 89% у "Стройгазконсалтинга" Зияда Манасира - он менее известен, зато один из крупнейших подрядчиков "Газпрома" . Не останется без работы и "Столичный тракт", снятый с конкурса по ленинградской дороге: он станет оператором платной дороги, построенной "Стройгазконсалтингом" и Alpine Bau. Об этом компания сообщила в своем годовом отчете. На проекте заработает и страховщик "Согаз" (принадлежит банку "Россия"). "Главная дорога" заключит договоры страхования имущества, ответственности, предпринимательского риска, личного страхования и добровольного страхования. Предельную страховую премию по каждой сделке акционеры "Главной дороги" установили в 50 млн руб.
СЗКК собирается отдать подряд на 63,4 млрд руб. одному из крупнейших строителей дорог в России - "Мостотресту". Сейчас у компании портфель заказов составляет 160 млрд руб., из которых 20% приходится на Четвертое транспортное кольцо Москвы и 23% - на Сочи. "Мостотрест" - не чужой "Н-трансу": в 2006 г. совладельцы "Н-транса" приобрели контрольный пакет строительной компании. Сейчас 25% "Мостотреста" у "Н-транса", 25% - у структур бизнесмена Михаила Абызова и более 30% - у структур РЖД.
Стратегический партнер
Возможно, "Н-трансу" не удалось бы так удачно составить конкуренцию Ковальчуку, если бы за его дорожным бизнесом пристально не наблюдал другой знакомый Путина - Аркадий Ротенберг.
Как выяснили "Ведомости", изучив отчетность принадлежащих Ротенбергу компаний, его представитель Георгий Коряшкин вошел в советы директоров СЗКК и НКК с момента их создания в 2007 г., когда еще даже не были точно определены все участники консорциумов. В СЗКК "Ведомостям" объясняли, что Коряшкин лишь независимый директор, которого позвали как специалиста по инфраструктурным проектам. Еще в 2006 г. Коряшкин вошел в совет директоров "Мостотреста".
Коряшкин более 10 лет проработал вместе с сыном Аркадия Ротенберга Игорем сначала в Минимуществе, затем в РЖД. В 2006 г. Коряшкин стал гендиректором компании "Энпиви инжиниринг", Игорь Ротенберг - членом совета директоров этой компании. В "Энпиви инжиниринг" еще много бывших сослуживцев Игоря Ротенберга, и все они являются членами советов директоров компаний, которыми владеет или к которым проявлял интерес Аркадий Ротенберг. Так было во время покупки Ротенбергом пакета акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП ), где сначала появился в совете директоров Коряшкин (кстати, даже после сделки в отчетности НМТП он по-прежнему значится как независимый директор). Так было с приобретением Ротенбергом пяти газпромовских строительных "дочек" в 2008 г. Их приобрели пять кипрских компаний, и на момент сделки косвенным подтверждением, что за сделкой стоит Ротенберг, было появление в советах директоров "Ленгазспецстроя", "Волгограднефтемаша", "Спецгазремстроя", "Краснодаргазстроя" и "Волгогаза" сотрудников "Энпиви инжиниринг", в том числе Коряшкина. Потом Ротенберг слил их в холдинг "Стройгазмонтаж".
Примета с Коряшкиным сработала и в этот раз. На прошлой неделе Ротенберг сообщил "Коммерсанту", что ведет переговоры с Абызовым о покупке 25% "Мостотреста". Достигнута принципиальная договоренность по вхождению структур Ротенберга в акционерный капитал "Мостотреста", подтвердил "Ведомостям" Михаил Абызов, окончательные условия сделки будут согласованы в ближайшее время. А совладелец "Н-транса" Филатов сказал, что учредители СЗКК готовы пустить Ротенберга и в свою компанию. "Это первый проект, в котором интересы государства, российских инвесторов, иностранных инвесторов совпадают <...> и мы крайне заинтересованы в приглашении серьезных инфраструктурных игроков в проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры. Поэтому мы предложили Аркадию Ротенбергу войти в проект", - сообщил Филатов "Ведомостям".
Дорожный стратег
СЗКК еще только ждет, когда в Химках дорубят лес, чтобы начать строить первые 43 км участка ленинградской дороги, а люди Ротенберга уже готовят проект дороги до самого Петербурга.
В 2009 г. два сотрудника "Энпиви инжиниринг" - Мария Журба и Антон Стадников - вошли в совет директоров компании "Союздорпроект". Именно эта компания в 2008 г. выиграла государственный конкурс на разработку проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-684-й км стоимостью 11,6 млрд руб. Несколько участков этой части дороги также предполагается выставить на концессионные конкурсы.
По данным "Союздорпроекта", его подрядчиками стали семь компаний, среди которых аффилированная с Абызовым "Росинсталпроект", а также принадлежащая "Энпиви инжиниринг" компания "Союзгипрозем". Еще один субподрядчик - "Нефтегазоптимизация", в презентации этой компании говорится, что она входит в структуру холдинга "Стройгазмонтаж" Ротенберга. До 2010 г. подразделение "Нефтегазоптимизации" Tolltec несколько лет работало в Италии, изучая опыт работы платных дорог в части управления дорожным движением и взимания платы за проезд. В 2010 г. менеджеры "Нефтегазоптимизации" зарегистрировали отдельную компанию под названием "Толлтек", которая стала подрядчиком "Союздорпроекта".
Быстрый поиск: Игорь Ротенберг, НМТП, покупке 25% "Мостотреста, Владимир Путин, ЕБРР
Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/246010/dorogami_kovalchuka_i_rotenberga#ixzz10CAh4LEF<\/u><\/a>
21.09.10, 14:10, "Артём Буслаев" <buslayev1@mail.ru>:
> http://kcooss.livejournal.com/35659.html<\/u><\/a>
>
> Как известно из СМИ, несколько дней назад состоялась сходка московского политсовета партии "Единая Россия", где Лужков выступил с речью, в том числе и по поводу наездов Кремля на него. Речь его опубликована в газете "Московская среда" 24 за 18.09.2010 на стр. 2-3. Некоторые из его высказываний - просто шедевры. Вот, например, его рассуждения по поводу летних пожаров:
>
> "Что мы видим сегодня? Лесной кодекс, который мы отрицали, - все сняли с себя ответственность за его принятие! Чем все это обернулось - вы уже знаете"
>
> Оцените шедевр: один из 4 сопредседателей "Единой России" на сходняке этой самой партии заявляет, что он не знает, какая партия голосовала в 2007 году за принятие этого самый Лесной кодекс. Что, распечатку тогдашнего голосования в Госдуме найти не мог?
>
> По поводу наездов на него тоже оригинальная трактовка:
>
> "от сейчас есть желающие покритиковать мэра, который пробыл в отпуске шесть дней. Один из руководителей воспринял это правильно. А непонятные сотрудники Администрации Президента чего-то не поняли"
>
> А вы чего-то поняли? Какой "один из руководителей"? Какие именно "непонятливые сотрудники"? Фамилии назвать слабо? Всё равно же Вам, Юрий Михайлович, терять уже нечего.
>
> Ну и самый шедевр - это рассуждения Лужкова о причинах последних на него наездов:
>
> "Вся эта кампания развернулась после моей статьи по Химкинскому лесу. После нее и поступила команда "фас!" ... Я не хотел заниматься Химкинским лесом. Но был звонок из Администрации Президента - мол, нам нужен "незамыленный" взгляд. И я изложил свою позицию по этому вопросу. Трасса была остановлена, она почти проложена, остался небольшой кусочек. Были и другие варианты, например, проложить мост над железной дорогой, причем не поперек, а вдоль. Второй вариант - пустить дорогу через Молжаниново, но при этом надо сносить пятьдесят домов-коттеджей, потом опять добраться до Химкинского леса и опять "перерезать" его. А потом надо было тянуть трассу через болото. Когда пойдем через болота, появятся защитники рогатых улиток, безрогих лягушек и так далее"
>
> Такой вот у нас самостоятельный авторитетный мэр: может высказать своё "незамыленное мнение" только по звонку из администрации президента. И вот беда - не совсем правильно понял, чего от него хотел "звонивший из администрации президента". Но тут единоросу Лужкову винить некого - сам такую систему власти создавал.