On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 3500
Зарегистрирован: 18.04.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.09 13:04. Заголовок: «Рожденные в СССР»


«Рожденные в СССР»

19 августа 2009 года телеканал «Россия» показал первую серию фильма «Рожденные в СССР» режиссера Сергея Мирошниченко. Фильм, снятый при поддержке британцев в качестве вариации западного телепроекта, вполне уложился в устоявшийся в российской массовой культуре стереотип отношения к советскому прошлому, смутным 90-м и стабильному настоящему. Ностальгия – там, где она политически не опасна, социальные выводы – до тех пор, пока они не перешли в политические, а сама политика – настолько далеко от повседневной жизни, насколько это возможно.

В 1960-е британец Майкл Эптид создал телевизионный проект «7 up» («От семи и старше»). Режиссер снял документальный фильм про семилетних детей, а затем каждые семь лет возвращался к своим героям, показывая, как меняются их взгляды, быт и жизнь вокруг них. Вскоре проект стал международным, охватил все больше стран – от Японии до ЮАР. В 1989 году отечественный режиссер Сергей Мирошниченко решил привить его и на российской почве, сделав героями фильма советских семилеток. К настоящему времени снято еще две части фильма – о том, какой стала жизнь прежних героев в 14 (в 1996 году) и в 21 (в 2003 году). Фильмы эти получили признание в профессиональном сообществе, в том числе и за пределами России. Так, фильм «Рожденные в СССР. 14 лет» был удостоен премии Британской коноакадемии и премии «Эмми».

Первая серия фильма была показана телеканалом «Россия» 19 августа – в годовщину событий, приблизивших конец Советского Союза. И, судя по откликам в блогах, была очень тепло воспринята сверстниками героев фильма – представителями поколения 80-х. Теми, кто по-настоящему не ощутил на себе воздействия советской идеологии, но в то же время успел испытать влияние советской культуры. Тех, для кого 80-е были лишь смутным воспоминанием, а 90-е – уже частью вполне сознательной, хотя пока еще и не взрослой жизни. При этом именно среди представителей этого поколения оказалось немало поклонников советской (точнее, позднесоветской) культуры и эстетики, создавших во всемирной сети множество сайтов и сообществ из серии «ру_ностальгия».

В герои первой серии были выбраны вполне обычные дети из благополучных, хотя и не самых богатых семей. Поэтому ожидать, что они окажутся в центре исторических событий, вряд ли приходилось. Однако при просмотре фильма не покидает ощущение, что наша бурная эпоха (за редким исключением) как-то мало коснулась героев. В сущности, большинство рассказанных нам историй могло случиться и с детьми из многих других европейских (причем даже не обязательно восточноевропейских) стран. Молодой грузин, внук дипломата, отправляется учиться в Страсбург. 21-летний московский журналист, вместе со своей молодой женой переезжает из родительского дома на съемную квартиру. Парень из Москвы, в 14 лет увлекавшийся рэпом, теперь работает в охранной фирме. Девушка из Санкт-Петербурга мечтает о покупке «BMW»… Если бы все эти люди носили имена Джон, Ричард, Мэри и жили где-то в пригородах Большого Лондона, их истории, видимо, были бы приблизительно такими же.

Впрочем, следы эпохи в судьбах героев, все же, обнаружить можно. Иногда, как в случае с героями из стран СНГ, это подчеркивается напрямую. Чаще – в положительном ключе (раньше не смог бы поехать учиться или работать в Европу, а теперь – пожалуйста). Иногда – и в пессимистическом, как в случае с молодой русской женщиной из Грузии, которая после распада СССР вдруг оказалась представительницей национального меньшинства в стране, где к русским многие относятся пусть и не враждебно, но все же подозрительно.

И все же есть черты эпохи перемен, причем далеко не позитивные, которые перенесены режиссером в тень, но зритель может их заметить. Например, рассказывая о судьбе братьев-близнецов из Веселого Поселка в Санкт-Петербурге, авторы отмечают, что главной причиной перемен в семье была смерть их отца, квалифицированного рабочего, в начале 90-х. Именно после этого материальное положение семьи серьезно ухудшилось. Стоит, однако, задаться вопросом: а могло ли положение семьи рабочего (оставшегося работать на заводе) в начале 90-х не ухудшиться? Вряд ли.

Совсем другой пример – русская девушка Катя из Вильнюса. Это, пожалуй, самая яркая героиня фильма, чья история запомнилась многим из зрителей. «Она в 7 лет знала о мире все: и кто каким богам молится (но он все равно внутри – я-то знаю!), и рассуждала о нравственных качествах человека (в 7 лет-то!), о добре и зле, – читаем мы в ходе обсуждения этого фильма в блоге grexson.livejournal.com. – В 14 бойкая такая была, все успеть хотела, изучала одновременно несколько языков, заканчивала школу, живая была, интересная. К 21 году в ней как будто все перегорело напрочь, как будто ее сломали об колено и не понятно: что случилось и когда. То ли из-за того, что родители не дали ей поступить в медицинский (а мечтала так, что глаза светились), то ли еще что-то – но потухла, смирилась, теперь говорит “я маленький человек” и тихо так, смирно, словно и не было той 7-летней девочки с открытыми во Вселенную каналами». Может быть, действительно дело в том, что желание приносить пользу людям в постсоветском обществе не приветствуется? Гораздо безопаснее психического здоровья ради мечтать о «BMW».

Та же самая пользовательница grexson.livejournal.com обращает внимание на общую черту всех героев документального фильма: «Такие они все в 7 лет особенные, такие друг на друга не похожие, со своими мыслями, суждениями обо всем на свете, а сейчас – вроде тоже разные, но какие-то серые абсолютно. Кажется, будто всем этим деткам из фильма так по головам жизнь настучала, так по них проехалась, что они в 21 год уже как-то доживают ее, жизнь, стараются не высовываться, чтобы как у всех, чтобы не хуже, чем у других».

Безусловно, взросление предполагает не только новые возможности, но и большие трудности для любого человека. И мало кому по завершении жизни, как украинскому философу Григорию Сковороде, можно адресовать эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал». Но все же, кажется, ранний переход от жизни к «доживанию» действительно стал характерной чертой многих представителей «поколения 80-х». Рожденных на излете «брежневского застоя», вступивших во взрослую жизнь в эпоху «путинской стабильности». Бывших свидетелями эпохальных исторических событий, но не имевших возможности принять в них участие.


Николай Михайлов


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет