On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2602
Зарегистрирован: 18.04.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.09 20:10. Заголовок: "АНТИХРИСТ"


Адвокат Антихриста
Антон Долин, автор «Эксперт», «Эксперт Украина»

Ларс фон Триер, превратившись в живого классика, не утратил способности шокировать публику


Своим «Антихристом» Ларс фон Триер не просто разозлил или возмутил публику — он наплевал ей в душу. Реакция на картину в Каннах была неслыханной: кричали, хохотали, свистели, улюлюкали. Авторитетные критики выставили Триеру самые низкие оценки из возможных, а потом специально пришли на пресс-конференцию — требовать от режиссера оправданий. Назвать фильм плохим после этого не повернется язык даже у самого яростного его противника: к плохому фильму теряешь интерес, с него уходишь, не досмотрев до конца, на нем засыпаешь, он моментально выветривается из головы. «Антихрист» ужасающ и чудовищен, но никак не плох — иначе почему огромный зал смотрел его, затаив дыхание? Многие не уходили, пока не прошли финальные титры… чтобы еще раз посвистеть.

Триер и раньше доводил зрителей до белого каления — с первым же фильмом издал манифест, где заклеймил всех предшественников, взял дурацкую приставку «фон», взошел по парадной каннской лестнице в джинсах на премьере «Идиотов». Но вокруг этой картины никаких перформансов не было, скандалист Ларс вел себя смирно — ну разве только заявил, что считает себя лучшим режиссером в мире. Плевком в лицо стал фильм как таковой. Что же такого должно содержаться в картине, чтобы вывести общепризнанного «свадебного генерала» фестивальной конъюнктуры за рамки приличий и превратить в персону нон грата?

Только ленивый не сообщил о том, как калечат свои половые органы герои фильма, сыгранные Уиллемом Дефо и Шарлоттой Гензбур (приз за лучшую роль ей все-таки дали, и в зале никто не свистел: возненавидели Триера, а смелостью актеров восхищались). Однако само по себе членовредительство публике не в новинку — даже в пуританской Америке «Пила» стала хитом проката. Сцена пенетрации, исполненная профессиональными порноактерами, тоже не сразит тех, кто помнит «Идиотов». Значит, дело в другом? Разумеется: никто до сих пор не внедрял приемы порнореализма в эстетику метафизической медитации, с замедленной камерой и навязчивой символикой, позаимствованной у Тарковского (отдельную бурю негодования вызвало посвящение фильма великому русскому режиссеру, которого Триер боготворит с детства). Датчанин обожает стравливать противоположности в пространстве одного фильма — и в «Антихристе» этот метод достиг апогея.

Совмещение любимого сентиментального сюжета кинематографа — «родители теряют ангелочка-ребенка и скорбят по нему весь оставшийся фильм» — с идеологией хоррора, где ребенок (от «Омена» и «Экзорциста» до «Звонка» и «Темных вод») всегда является посланником Сатаны, возмутило зрителей на более глубоком эмоциональном уровне. Напоследок — новость для сторонников политкорректности: по одной из версий Антихристом в фильме оказывается женщина. Это стало поводом для присуждения беспрецедентного антиприза экуменического жюри, отвечающего в Каннах за моральные устои. Триера «премировали» за женоненавистничество. Забавный парадокс: вряд ли хоть один современный режиссер подарил своим актрисам столько фантастических ролей, сколько подарил Триер.

Справиться с первым шоком — дело нетрудное, но увидеть за всем вышеизложенным что-то сверх провокации смог и захотел не каждый. О чем кино? Да незачем и разбираться! Никого не заботило, с какой стати Триер полез на рожон. Договорились на самом простом объяснении: «Он окончательно спятил». А ведь ответ лежал на поверхности. Достаточно вспомнить те фильмы, которые вызывали аналогичную реакцию в предыдущие десятилетия: «Сало, или 120 дней Содома», «Империя чувств», «Основной инстинкт». Все они посвящены одной и той же теме, по сей день табуированной в кино: сексу. Не любви, не страданиям ущемленной души, а животным устремлениям тела. О том же самом и фильм Триера, до сих пор затрагивавшего этот материал лишь по касательной в «Рассекая волны» (вдохновленном «Жюстиной» маркиза де Сада). Именно поэтому «Антихрист», как и скандальные картины Пазолини, Осимы и Верхувена, лежат за гранью хорошего или даже дурного вкуса. Вне понятий о вкусе. Неуверенный смех зрителя в зале — свидетельство дискомфорта, который испытает любой умник и эстет, оказавшийся в этой «безвкусной» зоне.

А как в эту зону проникнуть? Триер в трудной ситуации: раньше можно было расширять зону нарушенных табу, теперь, после волны «нового натурализма» («Интим» Патриса Шеро, «9 песен» Майкла Уинтерботтома, «Порнократия» Катрин Брейя и так далее), двигаться уже вроде бы некуда. Секс на экране стал одной из зон гламура — над чем остроумно и зло Триер издевается уже в прологе своего фильма, где Он и Она совокупляются в невыносимо неторопливом ритме под арию из оперы Генделя: чистое MTV. Эстетизация секса идет рука об руку с эстетизацией смерти (не чуждой ужастикам) — и во время полового акта родителей так же медленно и живописно падает из окна ребенок; ужасная суть происходящего нивелируется красотой аудиовизуального ряда. С безразличием зрителя, способного любоваться самым страшным, если оно подано на экране с должным изяществом, Триер борется по-своему — резким ударом поленом по самому больному месту. Через пять минут красивости исчезают, уступая документальной камере в духе «Танцующей в темноте». Потерявшие сына родители покидают город и отправляются подальше от людей, в лесную хижину под названием «Эдем». Там они надеются остаться наедине друг с другом и справиться со всеми страхами. Сомнительный эксперимент, предложенный безутешным отцом (по профессии психотерапевтом), оборачивается крахом, безумием и абсурдом.

По сути, Триер предлагает абсолютно новаторский жанр: аналитическое порно, в котором буквальное обнажение тела и всех его инстинктов запараллелено с обнажением животных мотиваций, в конечном счете управляющих любым человеком. В первой же сцене режиссер избавляется от единственного оправдания половой жизни в глазах цивилизации — ребенка. Отрезает социум (главные персонажи лишены имен, все прочие лишены не только реплик, но и лиц: на их месте — размытые пятна), отправляет к природе. При помощи гипноза, апробированного уже в «Эпидемии» и «Европе», будит подсознательное, чтобы оно огнем и мечом — буквально — расправилось с остатками сознания. Усыпляет разум, чтобы чудовища проснулись… не в лесу, а в мужчине и женщине. Отныне телесные отношения ведут к насилию, оборачиваются беспощадной войной. Попытка кастрации противника в такой битве — единственный залог победы.

«Антихрист» рождает прекрасную в своей очевидности метафору: природа внешняя — угрожающий шум вековых сосен, дождь из желудей, скрытые в папоротниках животные — отражает природу внутреннюю. Подлинную натуру человеческую. Обретает смысл посвящение Тарковскому, которого Бергман считал величайшим режиссером мира по единственной причине — в своих фильмах Андрею Тарковскому удалось разрушить границу между сном и реальностью. Триер ступает на территорию иррационального, и из всех психологов реабилитирует одного Фрейда, верившего в силу и осмысленность сновидений. Отбросив интеллектуальный скепсис, но не лишившись чувства юмора, Триер выворачивает наизнанку не только своих героев, но и самого себя, являя urbi et orbi внутреннюю империю — как поступил в одноименном фильме Дэвид Линч. Если в фильме буддиста Линча дар речи обретали миролюбивые кролики, то раздираемый демонами Триер дает слово хищному лису: открыв пасть, тот гробовым голосом констатирует: «Chaos reigns». Любой, посмотревший «Антихриста», уверится в том, что миром правит именно хаос.

Битве нет конца. Женщина наносит первый удар, мужчина оказывается сильнее и отправляет ее на костер, но в последнем кадре фильма, когда он пытается выбраться из леса, навстречу ему выходит толпа безмолвных и безлицых сестер. История человечества, не иначе. В самой радикальной своей картине Триер доводит до логического абсолюта свою героиню — одновременно жертву и ведьму — и героя, неисправимого идеалиста и законченного идиота. Вряд ли стоит разбираться, кто из них Антихрист. Вынесенное в заголовок слово отсылает к одноименному трактату Ницше, ничего не имевшего против Христа, но оспаривавшему идеологию христианства. В пространстве этого фильма любой грех — первородный. Не существует как искупления, так и невинности, а тело всегда имеет право первой ночи, ибо существование души ставится под сомнение. Заявить, что души не существует, — еще похлеще, чем наплевать в душу. Несколько столетий назад за такое высказывание точно сожгли бы на костре. Да и сейчас, в начале XXI века, как выясняется, могут предать анафеме.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 439
Зарегистрирован: 25.03.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.09 23:15. Заголовок: …У Ларса фон Триера ..


…У Ларса фон Триера сейчас трудный период: он уже известен, но ещё жив. Авторитет — не более, чем удобный столб для трансляции чужих ожиданий, и как только режиссер или писатель обретает статус «культовой персоны», публика (а зачастую и критика) начинает видеть и слышать то, что привыкла видеть и слышать — пропуская мимо глаз и ушей месседж автора. Так случилось и с «Антихристом», названный Фон Триером главным фильмом своей карьеры. «Антихрист» относиться к той категории премьер, которые называют «нашумевшими»: антиприз канского жюри при полных залах, анафема критики, овации зрителей. Сам фон Триер был расстроен как возмущениями, так и восторгами.
«Антихрист» посвящен Андрею Тарковскому, а визуальная цитата (дом на лесной поляне, под тревожным пасмурным небом, ветер гоняет волны по высокой, некошенной траве) сужает круг до «Зеркала». «Антихрист» — негатив, антипод «Зеркала»: там — потерявшая мужа мать, здесь — потерявшая ребенка жена, но образы женщины-мадонны и женщины-ведьмы связаны темой потери, утраты и страдания.

В прологе фильма — секс и смерть, снятые в стилистике наигламурнейших рекламных роликов. Пока супруги занимаются любовью, их маленький сын выпадает из окна и разбивается насмерть; когда кончается рекламное счастье, начинается реальность, показанная по-триеровски честно, страшно и жестко. Жена погружается в глубокую депрессию, муж, психоаналитик, пытается её вылечить, используя свои профессиональные навыки. Они отравляются в домик в глухом лесу, где героиня провела последнее лето, пытаясь написать диссертацию о второй инквизиции с точки зрения психоистории и гендерных исследований. Заглядывая в её старые записи, муж-психоаналитик встречается с источником её страха и трепета.

… А был ли мальчик, погибший в прологе? Мне кажется, смерть ребенка — не более, чем символ творческого бесплодия. Настоящее «погибшее дитя» — о котором супруги предпочитали до поры не вспоминать — это неоконченная работа. Задача резко меняется: предстоит иметь дело не с «пятью стадиями горя», а с творческим, духовным и экзистенциальным кризисом. Вместо депрессии он обнаружит психоз, а его рафинированный гуманизм и рационализм будет сметен возвращающимся средневековьем.

Европейской критикой фильм был сходу назван почему-то «антиженским». Из чего следует, что женщина сегодня приравнивается к мертвецу: о ней либо хорошо, либо ничего. Как известно, вывод за пределы зоны критики может быть одной из форм дискриминации: в 18–19 веках, когда женщина была поражена чуть ли не во всех возможных правах, говорить о «прекрасных дамах» было принято только комплиментарно.

… Да и была ли в этом фильме женщина? Даже психоаналитик не может видеть чужие галлюцинации. На пути к лесному дому именно герой, а не героиня встречает лань, из которой торчит недо-родившийся мертвый олененок, дохлый лис с вспоротомым брюхом вещает (голосом фон Триера), «миром правит хаос»… Вспышки бреда вспарывали ткань происходящего, на первый взгляд, прочно-реалистическую, пока действительность не будет сметена и разорвана в мелкие клочки.

В бульварной литературе последние двести лет бытует выражение «дальнейшее было похоже на страшный сон». Кульминация фильма — как раз тот случай, когда оно уместно: события напоминают кошмарный сон, или острый делирий, и, я полагаю, действительно ими являются. В событиях отсутствует всякая логика, но ощущается какой-то глубинный, непередаваемый словами смысл. Словно бы мужчина и ребенок — это одно и то же, а жена перестает быть различима с матерью. «Злой матерью», готовой кастрировать и калечить, лишь бы удержать при себе, и сливается с пугающей природой, порождающей все сущее, чтобы самой же его и пожрать. Он начинает с роли «спасателя», пытаясь утешить и вылечить страдающую аниму, становится «жертвой», когда «мать скорбящая» резко превращается в «мать пожирающую», в финале убивает и разрушает «женское», превращаясь в преследователя. В эпилоге некогда респектабельный психоаналитик, превратившийся в брейгелевского калеку с суковатым посохом, бредущего через зачарованный лес, где корни деревьев переплетаются с обнаженными телами, а среди деревьев блуждают безликие и безымянные женские тени. И не было утраты, нет никакой семьи, которая пытается её пережить; все происходит в бессознательном человека, страдающего от острой и давней депрессии, истерзанные прошлым и отрывающийся, уходящий от реальности.

Но, прежде чем столкнуть героев и зрителя в безумие, Ларс фон Триер устраивает момент истины. «Если природа заставляла преследовать женщин, то наша природа зла. Но если человеческая природа зла, то и женская природа — зла?» — спрашивает героиня. Герой не смог ответить ей ничего утешительного: «женщина не человек» звучит как-то неполиткоректно, да и антинаучно. «Человеческая природа здесь ни при чем» — уже лучше, но в таком случае герой, как честный человек, должен будет поискать другую работу. Поэтому ответа нет, а психологическая драма резко сорвется в патологический театр жестокости, и герои окончательно пойдут в разнос…

Попытка объяснить любое зло в человеческой истории исключительно психологией, при игнорировании социальных факторов, ведет к безумию — или религии. Если охота на ведьм — результат «человеческой природы», слабой и злой, значит, охота на ведьм — обоснована. Если человеческая природа зла — человек не может положиться на себя; ему остается положиться на бога, на высшую силу, посылающую благодать в награду за перенесенные мучения. Просветительское отношение к природе как к образцу разумного и уравновешенного мироустройства, которому должно подражать общество, не выдерживает при столкновении с трагедией и смертью, с болью и отчаянием. Мир, где сильные пожирают слабых, а все рождается лишь для того, чтобы умереть, чужд человеку — который является, помимо всего прочего, существом «этическим». Да, такой мир действительно похож на «церковь Сатаны»; и при отсутствии иных альтернатив, человек возвращается в средневековый иррационализм.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет