On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2137
Зарегистрирован: 18.04.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.09 05:30. Заголовок: Советский реализм


ЧТО о СОВЕТСКОМ РЕАЛИЗМЕ ДУМАЮТ ЛИБЕРАЛЫ:
В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция «Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма», посвященная столетию со дня рождения художника. Выставляя творения советского бытописателя, третьяковцы, видимо, решили начать мягкую реабилитацию искусства социалистического реализма, о которой еще несколько лет тому назад никто бы и не подумал.
Дмитрия Константиновича Мочальского (1908−1988), конечно, нельзя считать романтиком соцреализма: никаких бурь и натисков в его творчестве не заметно. А был он, так сказать, робким свидетелем-энтузиастом свершений советской эпохи, как бы человеком из демонстрации. Даже его известная по прежним советским школьным учебникам картина «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» 1949 года написана как косвенная здравица «отцу народов», а потому и на Госпремию она не потянула. Впрочем, холст с изображением радостных пионеров и суворовца, идущих по Москворецкому мосту со свернутыми знаменами, годился во все советские времена: ведь подзаголовок в скобках в определенный момент нашей истории исчез, а сомнительный отблеск Сталинской премии произведения не коснулся.

Советский бытописатель
По своей стилистике картины Мочальского сродни советскому кинематографу, любившему хорошо поставленную «естественную» сцену. Так, например, еще один известный опус художника – огромное полотно «Победа. Берлин. 1945 год» (1947 год) с ликующими солдатами пред рейхстагом – можно было бы посчитать за эскиз к помпезному фильму Чиаурели «Падение Берлина», снятому через два года.

Но в целом Дмитрий Мочальский избегал и даже опасался прямых высказываний о своем времени. И тому были причины: в 1930−е годы его едва не выгнали из художественного института за «непролетарское» происхождение. Похоже, эту узду художник чувствовал всю свою жизнь.

Неплохой рисовальщик, Мочальский не делал портретов вождей. Да ему это, вероятно, и не дозволялось — не Налбандян же. Наброски с коллег-художников, эскизы к картинам – вот и все его графическое наследие, которое на нынешнюю выставку представили наследники. Ученик Кардовского и Петрова-Водкина, еще юношей заставший времена Вхутеина-Вхутемаса, где он упражнялся в геометрической абстракции и потом в монументальном искусстве, Мочальский опасливо удовольствовался небольшой жанровой, бытовой живописью.

Знатный целинник
Тайный поклонник импрессионизма, который был под запретом, он хотел писать на пленэре. Советское плановое хозяйство пошло ему навстречу: в середине 1950−х годов началось так называемое освоение залежных земель северного Казахстана, то есть целины. Мочальский с видимым удовольствием писал загорелых целинников, рассветные и закатные пашни, цветастые лоскутные одеяла и коврики незамысловатого быта, легкий флирт членов полеводческих бригад – все это жизнерадостно, красочно и даже чуть правдивее, чем в фильме «Иван Бровкин на целине». Эта своеобразная «целиниана» сделала Мочальскому имя: в 1961 году он возглавил Московское отделение Союза художников СССР (МОСХ).

Покладистый председатель
Но тут судьба с ним сыграла дурную шутку. В декабре следующего года разразился знаменитый скандал вокруг выставки «30−летию МОСХА», когда приехавший в Манеж Никита Хрущев площадной бранью отлакировал как старых мастеров-формалистов Фалька, Штеренберга и других, так и молодую нонконформистскую поросль во главе с Белютиным, Неизвестным, Янкилевским и так далее. Как бы теперь ни оправдывали наследники и выученики Мочальского, а председатель МОСХа тогда спасовал перед истеричным первым секретарем КПСС и его свитой. Выставку он, что называется, «сдал». А о молодых художниках отозвался пренебрежительно: «Пижоны с бородками, в модных брючках, с натуры писали абстрактные вещи…». Обо всех тех событиях достаточно подробно написано в книге искусствоведа Юрия Герчука «Кровоизлияние в МОСХ». Впрочем, эту страницу в биографии Мочальского быстро пролистали и покладистого художника отправили в загранкомандирову, в Париж.

Что касается собственно творчества, то вспаханная в 50−е годы целина продолжала кормить художника всю оставшуюся жизнь, которая завершилась кончиной на административном посту – в деканате Суриковского института. Пожалуй, и нынешнюю выставку стоило разместить именно там.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 111
Зарегистрирован: 08.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.09 11:39. Заголовок: Вообще - то в советс..


Вообще - то в советское время оперировали понятием "Социалистический реализм". А в катаральную "перестройку" либер - пидеры, ёрничая над эти понятием, говорили что сие есть "метод решения первой реальности на уровне второй".
Многократный ВОПРОС: и как же бытие этих козлов от искусства определило их сознание тогда таким образом, что они предали первое (неплохое, прямо скажем) бытие и променяли его на второе (некоторые и на гораздо худшее) бытие? Бытие бытием, а где же совесть? Cовесть - она и у собак, и у кошек имеется. Собака - друг, нищему хозяину и за мясную кость от врага не изменит.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет