On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1491
Зарегистрирован: 18.04.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.09 14:37. Заголовок: Социо-генез


Краткое введение в проблему об особенностях социо-генеза.

Пивоваров Ю.Л.

Пришло очередное сообщение о гибели очередной сотни людей на этот раз в авиационной катастрофе. Ещё вчера эти люди были нам современники, а сегодня они – наши братья и сестры, почившие земной путь…
Уже более полутора десятилетий нас захлёстывают, стали почти регулярными известия о безвременных кончинах - гибели соотечественников, знакомых и незнакомых, посторонних и близких… Большинство из нас ощущает глубоко тревожные демографические характеристики Отечества. По прогнозам, к середине века население, ныне живущее на территории России, сократится на 30 млн. Лишь половина нынешних 16-летних россиян доживёт до 50 лет. Треть жителей «уходит» из жизни в трудоспособном возрасте, из них 80% - мужчины.

Возникают вопросы: есть ли доля нашего участия, нашей ответственности за случающееся? Возможно ли содействие снижению общественной и индивидуально «случайной» гибельности соотечественников?

Если кратко, то ответ, как всегда, нетривиальный: и да, и нет.

Всякое явление следует из многих причин. Есть обстоятельства конкретного действия, непосредственно порождающие событие. Существуют и более глубокие связи, обуславливающие лишь тенденцию свершающегося.
Ответственность присутствует тогда, когда есть понимание причин и следствий. Тогда возможно прогнозирование происходящего. А именно в этом видится дефицит.
Общественное бытие фундаментальный /1/ природный процесс и сложен для осознания в принципе. Но содействовать безопасности невозможно без углубления восприятия устойчиво проявляющегося.
В /1/ сформулированы многие аспекты сущностных сторон социального развития. Разработка их позволяет предложить несколько постулатов, следование которым, как представляется, увеличивает понимание обсуждаемого.

1. Всё происходящее в Отечестве (и в мире) – есть творение Природы (бога и т.п. категорий), а не выдумки нехороших (или наоборот, передовых) людей, ибо сами люди, их поведение и сознание (в том числе) – продукт (целесообразно) самотворящегося живого естества. Основополагающие принципы движения (развития) общественного сознания: предков, нас и потомков неизменны. И мы-поколение живущее, в основах взаимодействия с внешним миром и социального саморазвития (социогенеза) ничем не отличаемся от череды поколений, нам предшествовавших, и поколений, следующих за нами. Мы, люди – исчезающе малые крупицы социосферы Земли. И всё, присущее вообще живому, с неизбежностью наличествует в наших поступках, независимо от того, отдаём мы себе в этом отчёт или нет.
2. В глубинных стратегических основах не мы творим нашу совокупную жизнь, а природа (социосферы) формирует нас таковыми, какие мы есть. Такое происходит как в целом, так и в индивидуальном, так как наше личное подсознание формируется исторически обусловленным стечением обстоятельств становления в далёком детстве, теперь нам уже не доступном.
3. Нам не дано остановить или ускорить естественный процесс социогенеза , ничтожной частью которого мы сами являемся. Однако нам представлена возможность наиболее полно реализовать собой дар созидательного присутствия в этом мире – распространить это качество (хотя бы отчасти) в ближайшее окружение современников и передать его потомкам. В процессе смены поколений это качество имеет тенденцию самоисчерпания и возобновляется как вкрапляющиеся мутации поведения и понимания. Расширение этого качества – благотворная задача разума.
4. Одним из признаков живого является противоречивость. Развитие свершается через разрешение противоречий /1/. Жизнь принципиально противоречива. Конфронтационность – проявление этого свойства живой материи в сфере отношений между людьми и сообществами людей. Соплеменники, по вине которых, как нам кажется, свершаются те или иные трагедии, не засланы к нам с Марса. Они состоялись здесь, в нашей (соответствующей) цивилизационной среде, на неё опираются, в ней живут и образуют собой её неотъемлемую, принципиально неустранимую часть. Традиционно разрушительный (гибельный, например, военный) способ разрешения противоречий не единственен. Возможен созидательный (развитийный) путь исчерпания противоречивости. Более того, движущей «пружиной» развития является именно созидательность противоречия. Тот или другой путь преодоления конфронтации – отражает уровень миропонимания, достигнутый конкурирующими сообществами. Задача ума – не избежание общественных противоречий, а заблаговременное накопление опыта безопасности их разрешения.
5. Трагедийность бытия – не уныния источник, а побудитель разума, стимул познания и гуманизации жизни.
6. Стратегически бесперспективен поиск и стремление к единой непротиворечивой структуре бытия людских единений и их властной атрибутики (автократии, демократии, и т.п.). Конструирование реальной жизни людей по униразумной (глобальной) схеме необходимо влечёт снижение безопасности вследствие противоестественности самой попытки искоренения противоречивости мира, разнообразия его проявлений. Качество и безопасность жизни людей растёт только с ростом (углублением) миропонятийного потенциала современников, заключающего в себе восприятие созидательной диалектики противоречивости природы и рождающего возможность жизнесохраняющей адаптации к особенностям проживаемой эпохи.
7. Социогенез в смысле кризисности – волнообразный процесс. Периоды благопребывания и роста популяции сменяются историческими эпохами повышенной самогибельности. В разных частях Земли, разных природных обстоятельствах периоды и фазы этих процессов различны, чередуясь и взаимообуславливая друг друга. Механизмы природного движения социосферы действуют таким образом, что на благотворном этапе жизни этноса накапливается самопаразитичность - рассогласование между созидательными способностями соживущих и жизнеобеспечивающими возможностями среды, общности в целом. Это естественная тенденция всего живого. Наиболее остро она проявляется на кризисных этапах существования. Повышенная гибельность людей – индикатор накопившейся паразитичности популяции в среде, её взрастившей. Результатом кризиса являются две тенденции: либо исчерпанность созидательных потенций ведёт к постепенной самогибели общественного организма – его саморазложению, либо зарождаются новые, иерархически более глубокие уровни согласования общества, индивидов и среды.
8. Природой бытия своевременная реакция общества на созревший кризис общежития принципиально исключена. Такое происходит не потому, что люди плохи сами по себе, а потому что проблема вызревает вследствие деятельности живущего сейчас поколения, а созидательное поведение обеспечивается особенностями подсознания, закладывающимися в далёком детстве, (под воздействием карающих, «созидательность навязывающих» факторов внешней среды) и почти не обретается во взрослом. Из-за этого возникает «исторический» сдвиг между «моментом» вызревания кризиса и эпохой изживания факторов, его порождающих, ибо способности, необходимые для компенсации проблемы, появляются постепенно и лишь у будущих жителей.
9. Общественные консолидации: содружество, семья, племя, трудовой коллектив, жители города, области, члены партии, государства, этносы и т.д. – живые феномены (организмы сферы отношений). Мы, люди – элементы этих организмов. Как видим, общественные организмы имеют иерархическую форму бытия: одни, более простые организмы служат элементами более сложного организма. Однако это иерархическое наращивание структуры общественного бытия реализуется не как полностью предсказуемое явление, а как тенденция, возможность, т.е. возникает не всегда, а лишь как следствие развития (созревания соответствующих условий).
10. Каждый человек имеет подсознательный метод жизни, которым живёт. Кратко, метод – это то, что человек ценит в отношениях, чего придерживается сам, и что отвергает. Метод обретается без критического участия самого индивида на этапе становления его сознания. В течение взрослой жизни метод практически неизменен (для этого в реальности нет ни временных, ни развитийных резервов).
11. Человек наделён не обязательностью, а лишь потенцией развития. Полнота её воплощения зависит от развитийной основы, оказывающейся или неоказывающейся в подсознании индивида на этапе его становления (от рождения до половой зрелости) под влиянием внешних условий.
12. В житейских преодолениях старшее поколение накапливает несуетные основы безопасности жизни. Они могут быть доступны потомкам в той или иной мере лишь в процессе отношенческого контакта между поколениями. В силу ряда психоразвитийных причин такой контакт мировоззренчески «бесплоден» между ближайшими поколениями («сыновьями» и «отцами»), а оказывается наиболее содержим между поколениями «дедов» и «внуков». Поэтому миропонятийный потенциал, качество жизни общества нарастает, если в обществе наличествует взаимодействие, взаимобытие его крайних поколений: детей, только входящих в сознание, ещё только обретающих тенденции своего будущего развития, и людей, завершающих земной путь.
13. Пожилые могут быть благотворны для (будущего) детей. Но и дети могут быть благодатны для (настоящего) пожилых. Во взаимодействии со «становящимся сознанием завершение жизни» самооздоровляется, обретает целесообразность присутствия, стимул и смысл самосовершенствования вплоть до самой кончины. Последняя при этом получает большее примирение и содержательность. Поэтому контакт пожилых с «в жизнь входящими» имеет двустороннюю благость.
14. Содержательное взаимовлияние «краевых» поколений современников («детей» и «дедов») не может состояться иначе, как в форме совместного «решения» задач доустроения среды существования (в том числе в фрагментах производственной сферы). Только в этом – деятельном, а не в лекционно-назидательном виде контакт поколений внедряет в становящегося человека понимание и уважение вклада предшественников, рождает искреннее чувство причастности к уже созданному, закладывает в юной душе основу (будущей) мироответственности.
15. Тело – оболочка души. Также и всё, чему обычно уделяем основное внимание – оболочка, «шелуха» мироотношений. Компьютеры, «Мерседесы», ТВ, интернет, наука, знание, философия, гуманизм и т.п. ценны лишь в той мере, в какой они содействуют раскрытию таинства жизни (как феномена Природы), упреждающему накоплению опыта безопасного разрешения естественно созревающих общественных противоречий (являющихся принципиально неустранимыми и, как это ни странно, необходимыми атрибутами) бытия.
16. Повышение качества жизни, обретение обществом большего созидающего содержания не достижимы методом установления того или иного политического режима, а получаемы лишь как результат выстраданного бытия людей. Как показывает реальность социосамотворения, участие разума здесь выглядит (пока) лишь в виде (весьма слабого, а то и вовсе отсутствующего) катализатора смягчения страданий людей в естественно разворачивающемся этно (и социо-) генетическом процессе. В главном, стратегическое содействие безопасности состоит в постановке заблаговременной, весьма нетривиальной воспитательной (становляющей) работы с юным, входящим в сознание поколением по удержанию и воспроизведению потенциала созидательности социума, имеющей тенденцию утраты со сменой поколений.

Не умаляя значимости проблем мирового сообщества
и проблем вообще …культуры, знания, искусства…, в миропонимании желательно концентрировать внимание на том, что индивид живёт не со всеми и не в одиночестве,
а в промежуточных единениях (исторически сложившихся государствах), неотвратимо конкурирующих друг с другом. Содействовать тому, чтобы эта конкурентная противоречивость была для нас не самогубительной, а развитийно благотворящей /1/ – наша задача. Поэтому, нам – россиянам, находящимся не на «гребне» благополучия, а во «впадине», особенно важно продвинуться в направлении содействия собственной этно-государственной безопасности, ибо её ослабление фатально (хотя и не единомоментно) жизнегубительно сказывается на нас и наших детях.

1. Пищулин Н.П. «Философия образования: законы, доктрина, принципы», центр «Школьная книга», 2001г.

Руководитель программы занятости ветеранов, детей и инвалидов
подростковой лаборатории «Созидание» ДЮЦ «Отрадное»
Пивоваров Юрий Леонидович, т.404-10-51.



Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет